В Великую Пятницу Владыка обратился к молящимся с проповедью у Святой Плащаницы:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Святая Церковь для нашего поклонения и лобызания братия и сестры, вынесла сейчас Святую Плащаницу с изображением Спасителя нашего и Господа в окружении учеников Христовых и Богоматери, горько плачущей над Телом Своего возлюбленного Сына.
На Голгофе уже нет ни криков, ни насмешек. Там, где шумела толпа, бряцало оружие, колебались основания земли, воцарилась тишина. Народ расходился, ударяя себя руками в грудь (Лк. 23, 48), что у иудеев считалось признаком глубокого раскаяния. Немного Божественный Праведник прожил на земле, так как зло не могло вынести Его присутствия. Зло закрыло глаза книжников и фарисеев, и они не смогли увидеть в своем Мессии даже того, что увидел язычник Пилат. Он взглянул на избитое и окровавленное Тело Узника, на Его Лицо, в котором светилось неизъяснимое величие и сказал: «Се Человек!», то есть, вот – «Человек Истинный, мужественный, терпеливый, кроткий, смиренный, непобедимый в любви, непоколебимый в мире со всеми, бесстрастный, чистый, святой» (святитель Филарет, митрополит Московский).
В то время, как иудеи, хвалившиеся знанием Закона, взирая на Христа как Жертву, недоумевали в предчувствии собственного бедствия, стоял перед Крестом и Жертвой язычник, сотник. Ему невозможно было уйти, потому что он начальствовал над стражей, сторожившей Жертву. В сердце его таилась искренняя вера. Когда провозгласила природа своё исповедание Бога, сотник вслед за ней явно и всенародно засвидетельствовал: «Истинно Человек Сей был сын Божий» (Мк. 15, 39), — исповедав в Страдальце, висящем пред его глазами, Бога (святитель Игнатий, епископ Кавказский).
Воспоминая сегодня смерть Христа Жизнодавца и не желая быть лишь зрителями образа Его Живоносного Гроба – Святой Плащаницы, прочувствуем умом и сердцем и спросим самих себя: за что Господь претерпел так много? Почему Он испил до конца горькую чашу страданий невыносимых? Углубляясь в разрешение этих вопросов, ответ найдем у пророка Исаии, который поведал нам тайну Божию: «Той язвен бысть за грехи наша, наказание мира нашего на Нём, язвою Его мы исцелились» (Ис. 53, 5). Смерть Христа Жизнодавца – цена нашего избавления и спасения.
Приблизимся, братия и сестры, как осиротевшее семейство, к Святой Плащанице, Гробу Христа Спасителя, восплачем пред Господом, сотворившем нас (Пс. 94, 6), выразим сочувствие беспредельным страданиям Того, Кто положил за нас душу Свою (Ин. 10, 15-17). Скорбь наша по умершему Богочеловеку столь велика, что её не высказать словом и нельзя обнять даже мыслью, потому что «мене ради осужден» Господь, ради любви ко мне, своему падшему созданию!
Чем можно выразить нашу любовь к Спасителю? Обратим наше внимание, что на персях Христа Спасителя лежит Святое Евангелие. На страницах этой Книги жизни запечатлены наставления Господа, как нам жить и что делать, чтобы спастись. Вслушаемся, что говорит Господь: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Мя веруйте» (Ин. 14, 1). «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 33). «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет». «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). «Обещаю вам Царство…Чада мои, заповедь новую даю вам: да любите друг друга!» В исполнении этих заветов заключаются утешение наше и вечное спасение. Такова проповедь Креста и Гроба Господня.
Сейчас, когда мы будем прикладываться к Святой Плащанице и лобызать Пречистые язвы Спасителя и целовать Его Святое Евангелие, прислушаемся, братия и сестры, сердцем своим, что скажет каждому из нас Господь, расставаясь с нами. Вместе с благоразумным разбойником исповедуем веру в Распятого Господа и Спасителя: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», да познаем и мы Силу и Славу Твою. Аминь».