7 мая 2024 года, во вторник Светлой седмицы, праздник Иверской иконы Божией Матери, архиепископ Рузский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией, в сослужении духовенства г. Берлина и других городов Германии совершил Божественную литургию в кафедральном Воскресенском соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархии и ключарь собора протоиерей Михаил Диваков, благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, благочинный Северного округа протоиерей Борис Устименко, благочинный Баварско-Гессенского округа протоиерей Петр Степанов, и.о. благочинного Южного округа протоиерей Михаил Дронов, благочинный Гамбургского округа протоиерей Сергий Бабурин, протоиерей Алексий Томюк, протоиерей Петр Пахолков, протоиерей Николай Забелич, протоиерей Павел Мельников, протоиерей Геннадий Будько, протоиерей Иоанн Дорош, протоиерей Алексий Рыбаков, протоиерей Илья Чирин, протоиерей Георгий Лангош, протоиерей Вадим Садовой, протоиерей Дионисий Идавайн, иеромонах Иларион (Резниченко), иерей Феодор Фрайбергер, иерей Владимир Баянов, иерей Евгений Мурзин, иерей Максим Сорокин, иерей Максим Садовой, иерей Александр Свинин, протодиакон Виталий Садаков, протодиакон Даниил Коляда, протодиакон Арчил Чхиквадзе, диакон Петр Браверманн.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви, к празднику Святой Пасхи, ряд клириков были удостоены богослужебно-иерархических наград:
По запричастном стихе иерей Евгений Мурзин огласил Пасхальное послание архиепископа Рузского Тихона, управляющего Берлинско-Германской епархией.
Проповедь перед причастием произнес иеромонах Иларион (Резниченко):
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, братья и сестры, Святая Церковь предлагает нам поразмышлять над удивительным отрывком из последней главы Евангелия от Луки. В нём рассказывается, как после Своего Воскресения Господь встретился на пути с двумя людьми, которые были свидетелями всех событий в Иерусалиме. Одного звали Клеопой, имя второго не называется, но церковная традиция говорит, что это был сам евангелист Лука, который и рассказывает так подробно об этой встрече.
Двое этих людей шли в город Эммаус, когда с ними поравнялся Господь и спросил их, почему они так печальны. Те рассказали, что были свидетелями ужасных событий предательства своего Учителя, а также о разочаровании, ведь они видели в Нём Того, кто «избавит Израиль», то есть освободит от зависимости перед Римской империей. Напомню, что Иудея тогда была римской провинцией, то есть в ней была римская администрация, военные гарнизоны, и управлял всем этим префект – Понтий Пилат. Римляне были язычниками, что было невыносимо для верящих в единого Бога иудеев. Поэтому многие люди, видя чудотворения Христа, воспринимали его как Божиего Посланника, но скорее в социально-политическом ключе – как Того, Кто наведёт порядок, изгонит захватчиков и восстановит истинное почитание Единого Бога. Но здесь есть и духовная проблема: видеть в Посланнике Божием не вестника нелицеприятной Божией правды, а конкретную силу, способную менять внешние обстоятельства. Божия правда тогда была для людей однозначной: изгнать врага. Если Христу подвластно воскрешать мёртвых и возвращать зрение слепым, то Он без труда справится с более общественно значимыми вопросами. И надежда в этом была очень сильной, достаточно вспомнить последнюю строчку из Евангельского чтения на праздник Входа Господня в Иерусалим: люди пришли приветствовать Христа потому, что услышали, что Он воскресил Лазаря. Не вера, а ожидание ложного чуда стало причиной этого ликования, и оно же стало причиной скорого разочарования.
И вот с этими печальными свидетелями встречается Христос, но они Его не узнают, а рассказывают о причинах своей печали. Сказано, что Христос посетовал на их несмысленные и медлительные сердца и начал объяснять тайны Божии, используя ветхозаветные пророчества. Они попросили остаться Его с ними, и уже во время преломления хлеба, то есть таинства Евхаристии, их глаза открылись и они узнали Христа, о чём рассказали другим ученикам.
В этом Евангелии, братья и сёстры, есть два важнейших момента, свидетельствующих о том, на чём основано видение Бога. Во-первых, оно основано на изучении Священного Писания. Очень популярной стала точка зрения, что Господь наш Иисус Христос и апостолы были простецами, а значит и нам не следует утруждать свой ум для божественных истин. Они сами должны как-то усвоиться нашим пониманием, если просто верить и молиться. Сегодняшнее Евангелие отвергает эту точку зрения. Господь ещё до преломления хлеба толкует им Писание, то есть заставляет работать их ум, а через него и сердце, подготавливая почву к непосредственному явлению себя. Поэтому изучать Писание, духовную и вероучительную литературу – не удел высоких умов, а цель каждого в меру своих возможностей. Это должно быть не повинностью, а стать необходимостью.
Только после разъяснения священных текстов Господь разделяет с ними Евхаристию. Евхаристия, как таинство самого близкого соединения со Христом, разрушает эту заслонку в уме и духовном зрении спутников Христовых, так что они не только по-настоящему усвоили сказанное Христом, но смогли его увидеть. Духовное видение – очень сложная тема. Хотя бы потому, что у каждого из нас свой опыт личного откровения, но непреложно одно: это невозможно без приобщения Христу. И это видение совершенно невозможно описать словами или объяснить, как его достичь. Это истинный дар, который откликается на горячее желание человека.
Когда блаженный Августин объяснял своим читателям тайну Святой Троицы, он задал им такой вопрос: как можно любить Того, Кого не знаешь? И действительно, если мы говорим, что Бог непознаваем и неисчерпаем человеческим умом, то на каком основании можно утверждать, что мы его можем любить? А ведь в этом состоит главная заповедь. И Августин говорит вроде бы простую вещь: только верой. Вера, горячая вера способна совершить это чудо внутри нас: суметь увидеть и полюбить Бога, который превыше всякого естества. Но Августин продолжает: где гарантия, что нашей веры станет достаточно? И здесь он напоминает заповедь блаженства: чистота сердца способна нас подготовить к тому, чтобы принять дар духовного зрения. Чистое сердце позволяет нашей вере не ошибиться и увидеть Бога, который невидим. Эти мысли святого, мне кажется, напрямую относятся к таинству Причащения. Оно имеет физическую сторону, мы её ощущаем своими чувствами. Но как постичь то, что перед нами Сам Христос? Верить в это! Очищать своё сердце для этой веры, и тогда Христос станет для нас видим.
А что есть Причастие? Это не просто принять его внутрь, это иметь часть со Христом, то есть признать Его таким, какой Он есть. Богочеловеком, Который Своей добровольной немощью и смирением даже до смерти даровал нам Воскресение. И теперь нести крест своей жизни – не роковая случайность, а путь к Воскресению. Господь наш Иисус Христос не избавит нас от всех бед, как мечтали его спутники. Но Он откроет нам врата в Своё Царство, путь до которого не станет легче, но будет поддерживаться христианской надеждой. Христианин не тот, кто ищет способ минимизировать неприятности и проблемы, а тот, кто понимает их неизбежность, и учится нести их с верой во Христа, подражать Ему, потому что он любит Христа и не готов отказаться от встречи с ним ради поражения перед собственной слабостью.
Поэтому, дорогие братья и сестры, таинство Евхаристии, к которому мы с вами регулярно приступаем, это таинство откровения истинного Бога, Чья сила в немощи, а не в покорении империй или жизненной несправедливости. Сила Божия в том, что Он идёт рядом с нами, когда мы стараемся нести свой крест. И глядя на Его Воскресение, мы имеем силы не бросить его на половине пути. Лука и Клеопа, о которых мы сегодня слышали, смогли понять эти непростые истины, их ум уразумел истинность Писания, так что они стали новой закваской для Церкви, распространившейся по всему миру не оружием, а словом. Как сказал апостол Павел, «И уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал 2:20). Евхаристия, принимаемая с верой и чистым сердцем, может сделать нас учениками Христа, чья жизнь хотя и многотрудна, но для кого Небесное Отечество – желанно».
Затем состоялся крестный ход. По окончании крестного хода протоиерей Георгий Антонюк от лица духовенства и прихожан поздравил архиепископа Тихона с 15-летием архиерейской хиротонии (26.04.2009):
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Тихон!
В предпасхальные дни исполнилось 15 лет Вашей Архиерейской хиротонии – Пятидесятницы Вашей жизни.
Вы были призваны Святой Церковью и поставлены Ею на высокое епископское служение. Вы наследовали благодатное преемство апостольского достоинства через возложение рук и молитвы Святейшего Патриарха Кирилла с собором собратьев архиереев. Для Святейшего Патриарха ваша хиротония стала первым архиерейским рукоположением после его избрания на Патриаршество.
В своем слове при наречении Вы сказали: «Страх и трепет охватывает душу мою от сознания высоты и святости того служения, которое указует мне Десница Божия и к которому призывает Святая Церковь… Глубоко верю в Божественную силу, которая в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12:9), благодатью врачуя немощное и восполняя оскудевающее».
Рукоположение во епископа – Таинство особое, по духовному величию и благодатной силе ни с чем другим, кроме Евхаристии, не сравнимое. Ваша хиротония была совершена в храме Христа Спасителя в неделю Антипасхи, Фомино воскресение. Этот праздничный день очень дорог и нам в Германии, ведь Воскресенский кафедральный собор, настоятелем которого Вы ныне являетесь, свой Престольный праздник молитвенно отмечает именно в этот день.
Сегодня мы особо благодарим Господа и сердечно поздравляем Вас! Сложно даже представить насыщенность и трудность епископского служения, можно лишь догадываться сколько времени и сил, внимания, терпения, отцовской доброты и мудрости, искренней любви и заботы о пастве необходимо иметь, чтобы упасти стадо церковное.
Восхищаемся Вашей ревностью о Деле Божием, искренне любим Вас, желаем помощи Господа Пастыреначальника в Ваших архипастырских трудах, крепости сил духовных и физических в дальнейшем служении Богу и людям.
Исполла эти Дэспота»!
Поздравительный адрес клира и мирян Берлинско-Германской епархии архиепископу Рузскому Тихону по случаю 15-летия архиерейской хиротонии огласил протоиерей Сергий Бабурин:
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
В эти всерадостные дни Пасхального торжества духовенство и миряне Берлинско-Германской епархии сердечно поздравляют Вас со знаменательной датой — 15-летием со дня архиерейской хиротонии.
Более тридцати лет назад Вы начали путь церковного послушания в обители Преподобного Сергия, где приняли ангельский образ, а затем и благодать священства. После этого Господь судил Вам трудиться на разных поприщах. Особое место на Вашем жизненном пути занимает время, проведенное на Святой Земле, где Вы возглавляли Русскую духовную миссию. В 2009 году Духом Святым Вы были призваны к святительскому служению. С тех пор и доныне Вы, по слову апостола, являете себя «делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (Тим. 2:15).
Будучи одним из ближайших помощником Святейшего Патриарха Кирилла в деле церковного управления, Вы одновременно в течение продолжительного времени возглавляли Венско-Австрийскую и Венгерскую епархии. Знание специфики служения за рубежом, проповеднический дар, любовь к совершению богослужений вкупе с административными талантами и выдающимися личными качествами способствовали Вашему назначению в 2017 году управляющим Берлинско-Германской епархией — самой крупной из зарубежных епархий Русской Православной Церкви. На этом высоком и ответственном послушании Вы проявляете поистине отеческую заботу о клире и верующих мирянах, неустанно печетесь об устроении и развитии церковно-приходской жизни, следуете примеру Ваших духовных наставников, учителей и руководителей «в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении» (Тим. 3:10). Вашими трудами увеличивается число приходов и храмов, умножается количество православного духовенства.
Разделяя со всеми знающими и любящими Вас людьми радость нынешнего торжества, молитвенно желаем Вашему Высокопреосвященству здоровья, крепости душевных и телесных сил, долголетия и обильной помощи Всеблагого Бога в Вашем архипастырском служении. Исполла эти дэспота»!
Владыка Тихон поблагодарил духовенство и прихожан и обратился к участникам богослужения с архипастырским словом.
Во внимание к трудам во славу Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения протоиерей Вадим Садовой был награжден медалью ордена Преподобного Серафима Саровского.
Архиепископ Тихон поздравил протоиерея Феодора Фрайбергера с 55-летием со дня рождения.
После богослужения состоялся пасхальный прием.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархии и ключарь собора протоиерей Михаил Диваков, благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, благочинный Северного округа протоиерей Борис Устименко, благочинный Баварско-Гессенского округа протоиерей Петр Степанов, и.о. благочинного Южного округа протоиерей Михаил Дронов, благочинный Гамбургского округа протоиерей Сергий Бабурин, протоиерей Алексий Томюк, протоиерей Петр Пахолков, протоиерей Николай Забелич, протоиерей Павел Мельников, протоиерей Геннадий Будько, протоиерей Иоанн Дорош, протоиерей Алексий Рыбаков, протоиерей Илья Чирин, протоиерей Георгий Лангош, протоиерей Вадим Садовой, протоиерей Дионисий Идавайн, иеромонах Иларион (Резниченко), иерей Феодор Фрайбергер, иерей Владимир Баянов, иерей Евгений Мурзин, иерей Максим Сорокин, иерей Максим Садовой, иерей Александр Свинин, протодиакон Виталий Садаков, протодиакон Даниил Коляда, протодиакон Арчил Чхиквадзе, диакон Петр Браверманн.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви, к празднику Святой Пасхи, ряд клириков были удостоены богослужебно-иерархических наград:
- протоиерей Михаил Дронов — права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш»;
- протоиерей Николай Забелич, протоиерей Павел Мельников, протоиерей Петр Пахолков, протоиерей Алексий Томюк — права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Иже Херувимы»;
- иерей Владимир Баянов — права ношения палицы;
- иерей Максим Сорокин, иерей Максим Садовой — права ношения камилавки;
- иерей Александр Свинин — права ношения набедренника.
По запричастном стихе иерей Евгений Мурзин огласил Пасхальное послание архиепископа Рузского Тихона, управляющего Берлинско-Германской епархией.
Проповедь перед причастием произнес иеромонах Иларион (Резниченко):
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, братья и сестры, Святая Церковь предлагает нам поразмышлять над удивительным отрывком из последней главы Евангелия от Луки. В нём рассказывается, как после Своего Воскресения Господь встретился на пути с двумя людьми, которые были свидетелями всех событий в Иерусалиме. Одного звали Клеопой, имя второго не называется, но церковная традиция говорит, что это был сам евангелист Лука, который и рассказывает так подробно об этой встрече.
Двое этих людей шли в город Эммаус, когда с ними поравнялся Господь и спросил их, почему они так печальны. Те рассказали, что были свидетелями ужасных событий предательства своего Учителя, а также о разочаровании, ведь они видели в Нём Того, кто «избавит Израиль», то есть освободит от зависимости перед Римской империей. Напомню, что Иудея тогда была римской провинцией, то есть в ней была римская администрация, военные гарнизоны, и управлял всем этим префект – Понтий Пилат. Римляне были язычниками, что было невыносимо для верящих в единого Бога иудеев. Поэтому многие люди, видя чудотворения Христа, воспринимали его как Божиего Посланника, но скорее в социально-политическом ключе – как Того, Кто наведёт порядок, изгонит захватчиков и восстановит истинное почитание Единого Бога. Но здесь есть и духовная проблема: видеть в Посланнике Божием не вестника нелицеприятной Божией правды, а конкретную силу, способную менять внешние обстоятельства. Божия правда тогда была для людей однозначной: изгнать врага. Если Христу подвластно воскрешать мёртвых и возвращать зрение слепым, то Он без труда справится с более общественно значимыми вопросами. И надежда в этом была очень сильной, достаточно вспомнить последнюю строчку из Евангельского чтения на праздник Входа Господня в Иерусалим: люди пришли приветствовать Христа потому, что услышали, что Он воскресил Лазаря. Не вера, а ожидание ложного чуда стало причиной этого ликования, и оно же стало причиной скорого разочарования.
И вот с этими печальными свидетелями встречается Христос, но они Его не узнают, а рассказывают о причинах своей печали. Сказано, что Христос посетовал на их несмысленные и медлительные сердца и начал объяснять тайны Божии, используя ветхозаветные пророчества. Они попросили остаться Его с ними, и уже во время преломления хлеба, то есть таинства Евхаристии, их глаза открылись и они узнали Христа, о чём рассказали другим ученикам.
В этом Евангелии, братья и сёстры, есть два важнейших момента, свидетельствующих о том, на чём основано видение Бога. Во-первых, оно основано на изучении Священного Писания. Очень популярной стала точка зрения, что Господь наш Иисус Христос и апостолы были простецами, а значит и нам не следует утруждать свой ум для божественных истин. Они сами должны как-то усвоиться нашим пониманием, если просто верить и молиться. Сегодняшнее Евангелие отвергает эту точку зрения. Господь ещё до преломления хлеба толкует им Писание, то есть заставляет работать их ум, а через него и сердце, подготавливая почву к непосредственному явлению себя. Поэтому изучать Писание, духовную и вероучительную литературу – не удел высоких умов, а цель каждого в меру своих возможностей. Это должно быть не повинностью, а стать необходимостью.
Только после разъяснения священных текстов Господь разделяет с ними Евхаристию. Евхаристия, как таинство самого близкого соединения со Христом, разрушает эту заслонку в уме и духовном зрении спутников Христовых, так что они не только по-настоящему усвоили сказанное Христом, но смогли его увидеть. Духовное видение – очень сложная тема. Хотя бы потому, что у каждого из нас свой опыт личного откровения, но непреложно одно: это невозможно без приобщения Христу. И это видение совершенно невозможно описать словами или объяснить, как его достичь. Это истинный дар, который откликается на горячее желание человека.
Когда блаженный Августин объяснял своим читателям тайну Святой Троицы, он задал им такой вопрос: как можно любить Того, Кого не знаешь? И действительно, если мы говорим, что Бог непознаваем и неисчерпаем человеческим умом, то на каком основании можно утверждать, что мы его можем любить? А ведь в этом состоит главная заповедь. И Августин говорит вроде бы простую вещь: только верой. Вера, горячая вера способна совершить это чудо внутри нас: суметь увидеть и полюбить Бога, который превыше всякого естества. Но Августин продолжает: где гарантия, что нашей веры станет достаточно? И здесь он напоминает заповедь блаженства: чистота сердца способна нас подготовить к тому, чтобы принять дар духовного зрения. Чистое сердце позволяет нашей вере не ошибиться и увидеть Бога, который невидим. Эти мысли святого, мне кажется, напрямую относятся к таинству Причащения. Оно имеет физическую сторону, мы её ощущаем своими чувствами. Но как постичь то, что перед нами Сам Христос? Верить в это! Очищать своё сердце для этой веры, и тогда Христос станет для нас видим.
А что есть Причастие? Это не просто принять его внутрь, это иметь часть со Христом, то есть признать Его таким, какой Он есть. Богочеловеком, Который Своей добровольной немощью и смирением даже до смерти даровал нам Воскресение. И теперь нести крест своей жизни – не роковая случайность, а путь к Воскресению. Господь наш Иисус Христос не избавит нас от всех бед, как мечтали его спутники. Но Он откроет нам врата в Своё Царство, путь до которого не станет легче, но будет поддерживаться христианской надеждой. Христианин не тот, кто ищет способ минимизировать неприятности и проблемы, а тот, кто понимает их неизбежность, и учится нести их с верой во Христа, подражать Ему, потому что он любит Христа и не готов отказаться от встречи с ним ради поражения перед собственной слабостью.
Поэтому, дорогие братья и сестры, таинство Евхаристии, к которому мы с вами регулярно приступаем, это таинство откровения истинного Бога, Чья сила в немощи, а не в покорении империй или жизненной несправедливости. Сила Божия в том, что Он идёт рядом с нами, когда мы стараемся нести свой крест. И глядя на Его Воскресение, мы имеем силы не бросить его на половине пути. Лука и Клеопа, о которых мы сегодня слышали, смогли понять эти непростые истины, их ум уразумел истинность Писания, так что они стали новой закваской для Церкви, распространившейся по всему миру не оружием, а словом. Как сказал апостол Павел, «И уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал 2:20). Евхаристия, принимаемая с верой и чистым сердцем, может сделать нас учениками Христа, чья жизнь хотя и многотрудна, но для кого Небесное Отечество – желанно».
Затем состоялся крестный ход. По окончании крестного хода протоиерей Георгий Антонюк от лица духовенства и прихожан поздравил архиепископа Тихона с 15-летием архиерейской хиротонии (26.04.2009):
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Тихон!
В предпасхальные дни исполнилось 15 лет Вашей Архиерейской хиротонии – Пятидесятницы Вашей жизни.
Вы были призваны Святой Церковью и поставлены Ею на высокое епископское служение. Вы наследовали благодатное преемство апостольского достоинства через возложение рук и молитвы Святейшего Патриарха Кирилла с собором собратьев архиереев. Для Святейшего Патриарха ваша хиротония стала первым архиерейским рукоположением после его избрания на Патриаршество.
В своем слове при наречении Вы сказали: «Страх и трепет охватывает душу мою от сознания высоты и святости того служения, которое указует мне Десница Божия и к которому призывает Святая Церковь… Глубоко верю в Божественную силу, которая в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12:9), благодатью врачуя немощное и восполняя оскудевающее».
Рукоположение во епископа – Таинство особое, по духовному величию и благодатной силе ни с чем другим, кроме Евхаристии, не сравнимое. Ваша хиротония была совершена в храме Христа Спасителя в неделю Антипасхи, Фомино воскресение. Этот праздничный день очень дорог и нам в Германии, ведь Воскресенский кафедральный собор, настоятелем которого Вы ныне являетесь, свой Престольный праздник молитвенно отмечает именно в этот день.
Сегодня мы особо благодарим Господа и сердечно поздравляем Вас! Сложно даже представить насыщенность и трудность епископского служения, можно лишь догадываться сколько времени и сил, внимания, терпения, отцовской доброты и мудрости, искренней любви и заботы о пастве необходимо иметь, чтобы упасти стадо церковное.
Восхищаемся Вашей ревностью о Деле Божием, искренне любим Вас, желаем помощи Господа Пастыреначальника в Ваших архипастырских трудах, крепости сил духовных и физических в дальнейшем служении Богу и людям.
Исполла эти Дэспота»!
Поздравительный адрес клира и мирян Берлинско-Германской епархии архиепископу Рузскому Тихону по случаю 15-летия архиерейской хиротонии огласил протоиерей Сергий Бабурин:
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
В эти всерадостные дни Пасхального торжества духовенство и миряне Берлинско-Германской епархии сердечно поздравляют Вас со знаменательной датой — 15-летием со дня архиерейской хиротонии.
Более тридцати лет назад Вы начали путь церковного послушания в обители Преподобного Сергия, где приняли ангельский образ, а затем и благодать священства. После этого Господь судил Вам трудиться на разных поприщах. Особое место на Вашем жизненном пути занимает время, проведенное на Святой Земле, где Вы возглавляли Русскую духовную миссию. В 2009 году Духом Святым Вы были призваны к святительскому служению. С тех пор и доныне Вы, по слову апостола, являете себя «делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (Тим. 2:15).
Будучи одним из ближайших помощником Святейшего Патриарха Кирилла в деле церковного управления, Вы одновременно в течение продолжительного времени возглавляли Венско-Австрийскую и Венгерскую епархии. Знание специфики служения за рубежом, проповеднический дар, любовь к совершению богослужений вкупе с административными талантами и выдающимися личными качествами способствовали Вашему назначению в 2017 году управляющим Берлинско-Германской епархией — самой крупной из зарубежных епархий Русской Православной Церкви. На этом высоком и ответственном послушании Вы проявляете поистине отеческую заботу о клире и верующих мирянах, неустанно печетесь об устроении и развитии церковно-приходской жизни, следуете примеру Ваших духовных наставников, учителей и руководителей «в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении» (Тим. 3:10). Вашими трудами увеличивается число приходов и храмов, умножается количество православного духовенства.
Разделяя со всеми знающими и любящими Вас людьми радость нынешнего торжества, молитвенно желаем Вашему Высокопреосвященству здоровья, крепости душевных и телесных сил, долголетия и обильной помощи Всеблагого Бога в Вашем архипастырском служении. Исполла эти дэспота»!
Владыка Тихон поблагодарил духовенство и прихожан и обратился к участникам богослужения с архипастырским словом.
Во внимание к трудам во славу Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения протоиерей Вадим Садовой был награжден медалью ордена Преподобного Серафима Саровского.
Архиепископ Тихон поздравил протоиерея Феодора Фрайбергера с 55-летием со дня рождения.
После богослужения состоялся пасхальный прием.