12 февраля 2023 года, в Неделю о блудном сыне, праздник собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, архиепископ Рузский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Берлина. Накануне праздника архиепископ Тихон возглавил в соборе служение всенощного бдения.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, диакон Арчил Чхиквадзе.
После сугубой ектении вознесена молитва о мире.
По запричастном стихе протоиерей Георгий Антонюк произнёс проповедь на тему евангельской притчи о блудном сыне.
По окончании Литургии было совершено славление трём святителям, архиепископ Тихон прочёл молитву, хор пропел величание.
Затем Высокопреосвященнейший Владыка обратился к участникам богослужения с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и святого Духа.
Сегодня память трех вселенских учителей и святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Жизнь Церкви трудно себе представить без них. Каждый святитель своими трудами и примером своей жизни оставил настолько большой след в церковной истории, что впоследствии в XI веке возник даже спор о том, кто из них больший? Православные начали спорить, как дети, кто из святителей больший пред Богом. Одни выступали за Василия, другие за Григория, третьи — за Иоанна. Споры грозили обернуться для Церкви потерей мира и единства. Тогда святители явились в видении одному епископу и повелели прекратить споры об их первенстве, сказав, что они равны перед Богом и что в Церкви не должны быть разделения. Тогда-то и был установлен Церковью их совместный праздник.
Святители были призваны к служению в очень непростое время бытия Церкви Христовой. То был IV век. Святитель Василий Великий был вынужден противостоять ереси арианства, грозившей разорить Церковь. На стороне еретиков выступила власть. Даже сам император пытался убеждать Василия принять сторону ариан, но не смог поколебать его твёрдости в стоянии за истину. В своих богословских трудах святитель Василий раскрыл христианское учение о лице Господа Иисуса Христа и Его единосущии с Богом-Отцом. В тяжелейшей борьбе отстоял святитель чистоту веры и сохранил Церковь от разделений, предав свою душу в руки Господа в возрасте 49 лет.
Святителя Григория Церковь именует «богословом» за глубину и высоту изложения им христианского вероучения. Только три учителя Церкви удостоились этого имени: апостол Иоанн, святитель Григорий и Симеон Новый. Святитель Григорий, прибыв в Константинополь, зараженный ересью арианства, непоколебимостью своей веры и любви вернул в лоно Церкви почти всех христиан своей епархии. Святитель Иоанн Златоуст жил немногим позже святителей Василия и Григория, и был выдающимся проповедником. Он проповедовал неустанно. Его слова проникали глубоко в человеческое сердце и преображали его действием Святого Духа. За свою проповедь святитель получил имя Златоуста.
Всех святителей отличала глубокая вера, любовь к Богу, Церкви и пастве, которая была вручена их заботе и духовному водительству. Сегодня, взирая на нас с высоты небесной славы у Бога, мы духовным слухом внимаем призыву святителей хранить единство во Христе, жить в мире, согласии и не разделяться в Церкви, всегда помня слова апостола Павла: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1, 10). По примеру святителей, братия и сестры, во всех обстоятельствах жизни, особенно скорбных, будем обращаться к Богу и помнить, что причиной зла, происходящего в мире, – разделений и расколов, – является грех. Потому будем бегать греха и проводить жизнь святую, согласную с Евангелием. Дай Бог, молитвами вселенских учителей преодолеть всё, что есть в нашей жизни греховного, хранить единство во Христе и наследовать спасение и жизнь вечную со всеми святыми. Аминь».
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, диакон Арчил Чхиквадзе.
После сугубой ектении вознесена молитва о мире.
По запричастном стихе протоиерей Георгий Антонюк произнёс проповедь на тему евангельской притчи о блудном сыне.
По окончании Литургии было совершено славление трём святителям, архиепископ Тихон прочёл молитву, хор пропел величание.
Затем Высокопреосвященнейший Владыка обратился к участникам богослужения с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и святого Духа.
Сегодня память трех вселенских учителей и святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Жизнь Церкви трудно себе представить без них. Каждый святитель своими трудами и примером своей жизни оставил настолько большой след в церковной истории, что впоследствии в XI веке возник даже спор о том, кто из них больший? Православные начали спорить, как дети, кто из святителей больший пред Богом. Одни выступали за Василия, другие за Григория, третьи — за Иоанна. Споры грозили обернуться для Церкви потерей мира и единства. Тогда святители явились в видении одному епископу и повелели прекратить споры об их первенстве, сказав, что они равны перед Богом и что в Церкви не должны быть разделения. Тогда-то и был установлен Церковью их совместный праздник.
Святители были призваны к служению в очень непростое время бытия Церкви Христовой. То был IV век. Святитель Василий Великий был вынужден противостоять ереси арианства, грозившей разорить Церковь. На стороне еретиков выступила власть. Даже сам император пытался убеждать Василия принять сторону ариан, но не смог поколебать его твёрдости в стоянии за истину. В своих богословских трудах святитель Василий раскрыл христианское учение о лице Господа Иисуса Христа и Его единосущии с Богом-Отцом. В тяжелейшей борьбе отстоял святитель чистоту веры и сохранил Церковь от разделений, предав свою душу в руки Господа в возрасте 49 лет.
Святителя Григория Церковь именует «богословом» за глубину и высоту изложения им христианского вероучения. Только три учителя Церкви удостоились этого имени: апостол Иоанн, святитель Григорий и Симеон Новый. Святитель Григорий, прибыв в Константинополь, зараженный ересью арианства, непоколебимостью своей веры и любви вернул в лоно Церкви почти всех христиан своей епархии. Святитель Иоанн Златоуст жил немногим позже святителей Василия и Григория, и был выдающимся проповедником. Он проповедовал неустанно. Его слова проникали глубоко в человеческое сердце и преображали его действием Святого Духа. За свою проповедь святитель получил имя Златоуста.
Всех святителей отличала глубокая вера, любовь к Богу, Церкви и пастве, которая была вручена их заботе и духовному водительству. Сегодня, взирая на нас с высоты небесной славы у Бога, мы духовным слухом внимаем призыву святителей хранить единство во Христе, жить в мире, согласии и не разделяться в Церкви, всегда помня слова апостола Павла: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1, 10). По примеру святителей, братия и сестры, во всех обстоятельствах жизни, особенно скорбных, будем обращаться к Богу и помнить, что причиной зла, происходящего в мире, – разделений и расколов, – является грех. Потому будем бегать греха и проводить жизнь святую, согласную с Евангелием. Дай Бог, молитвами вселенских учителей преодолеть всё, что есть в нашей жизни греховного, хранить единство во Христе и наследовать спасение и жизнь вечную со всеми святыми. Аминь».