2 мая 2024 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, архиепископ Рузский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Воскресения Христова в г. Берлине. Накануне архиепископ Тихон совершил малое повечерие и утреню Великого Четверга. На утрени архипастырь прочел евангельское зачало, приуроченное к этому дню.
За богослужением в Великий Четверг вспоминались четыре евангельских события: Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Евхаристии, умовение ног Господом Своим ученикам в знак глубочайшего смирения, молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
Его Высокопресвященству сослужили секретарь епархии и ключарь собора протоиерей Михаил Диваков, благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, протоиерей Олег Евсеев, протоиерей Илия Чирин, иеромонах Иларион (Резниченко), протодиакон Виталий Садаков, протодиакон Арчил Чхиквадзе.
По запричастном стихе архиепископ Тихон обратился к участникам богослужения с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Четыре события, происшедшие накануне страданий Господа нашего Иисуса Христа воспоминает, братья и сестры, Церковь сегодня, в Великий Четверг. Это – Тайная Вечеря, участниками которой были все двенадцать апостолов, омовение ног учеников их Учителем и Господом, моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Важнейшим из этих событий являлась Тайная Вечеря, на которой было установлено таинство Евхаристии. Воспоминая и празднуя это великое событие, Церковь собрала сегодня чад своих к Божественной Литургии, которую предварила «вечерня», чтобы совершение таинства и причащения святыми тайнами последовало в те самые часы, в которые Господом совершено в первый раз таинство.
Святитель Василий Великий говорит: «Господь, хотя изыти на волную и животворящую Свою смерть, в ночь, в нюже предаяше Себе за живот мира, прием хлеб на Святыя Своя и Пречистыя руки, показав Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, подавая своим ученикам и Апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Затем, взяв чашу с виноградным вином, растворив, благодарив, благословив, освятив и, подавая своим ученикам и Апостолам, сказал: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Ученики нисколько не смутились от этих слов своего Учителя, что под видом хлеба и вина Он преподавал им истинное Тело Своё и истинную Кровь Свою, но с глубокой верой и страхом Божиим приняли предложение — ведь ни кто-нибудь, но Сам Господь, Сам Христос Спаситель сказал: «Сие есть Тело Мое» и «Сия есть Кровь Моя», — и этих слов уже было для них достаточно, чтобы поверить в истинность непостижимого умом Святого Таинства. «И пили из нея вси» (Мк. 14, 23), — сообщает нам евангелист Марк.
Святые Тайны, которых мы сейчас причастимся, есть истинное Тело и Кровь Христа Спасителя. Эти Тело и Кровь – Божественны, как истинно соединённые с Божеством. «Не вознесшееся тело, — говорит преподобный Иоанн Дамаскин, — сходит с небес, а самый хлеб и вино претворяются, преобразуются, соделываются в Тело и Кровь Божию. Если же спросишь: каким образом это совершается? То довольно тебе услышать, что совершается это Святым Духом так же, как Господь и от Святой Богородицы составил Себе и в Себе плоть Духом Святым. Более мы не знаем ничего: знаем только, что слово Божие истинно, действенно и всесильно. Образ же действия Его – неисследим».
«Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11, 24), – заповедал Спаситель ученикам. С тех пор это спасительное для людей таинство непрестанно совершается во всем мире, во всех храмах Православной Церкви. Божественная Литургия на всём протяжении своём, священнодействиями и обрядами, представляет ряд воспоминаний о Христе Спасителе. Приготовление на проскомидии хлеба и вина к освящению начинается с этого воспоминания. При призывании на Литургии архиереем или священником Святого Духа хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы. Во время совершения великого Таинства мы слышим песнь: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим ти ся, Боже наш». Она есть повторение произнесённых Господом слов при освящении хлеба и вина в Тело и Кровь Его на Тайной Вечери. Таинство непостижимо и необъяснимо. Всё Тело Христово во всём святом хлебе и то же всё тело в каждой частице святого хлеба. Мы видим цвет хлеба и вина, ощущаем вкус хлеба и вина, но вкушаем и пьём Тело и Кровь Христовы. «Таинство Божественной Евхаристии действует материально, но чудотворит духовно, вкушается устами, но питает душу, касается чувств, но освящает дух. Бог действием Святого Духа совершает то, что превышает естество, чего ничто, кроме одной только веры не может вместить», — говорит преподобный Иоанн Дамаскин.
Невозможно перечислить духовных благ, которых удостаивается христианин, причащающийся Тела и Крови Христовых. Он становится участником Божеского естества, «сотелесником и единокровным Христу». Святые Тайны возводят причастника на небо для жизни вечной, для вечного блаженства, служат источником просвещения, любви, благодатным утешением и помощью в трудных обстоятельствах жизни, в скорбях и болезнях. «Не истощаясь, не уничтожаясь, не удаляясь из чрева естественным образом, святые Тайны проникают нашу сущность и делаются охраной, защитительным средством от всякого рода вреда, очищающим от всякой нечистоты. Враг души не осмелится нанести никакого вреда тому, в ком видит пребывающего Христа».
Величие дара, братия и сестры, возлагает на нас обязанности: желающие принять святые Тайны должны к этому приготовиться. «Да испытывает себе человек, — говорит апостол, — и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет» (1 Кор. 11, 28). Все праведники, прежде чем приступить к святой Чаше, очищали себя подвигами воздержания, испытывали самих себя, исследовали свою совесть, разрешали исповедью узы грехов своих и только после этого приступали с верой и благоговейным страхом. Так должны поступать и мы. Освободим наше тело от греховных похотей и увлечений. Очистим душу от гнева, сребролюбия, тщеславия и других, им подобным. Очистим дух от мыслей ложных, от ощущений неправильных. Покаемся на исповеди, и тогда, разрешённые от грехов своих, приступим со страхом Божиим и верой к Чаше Христовой, чтобы, причастившись здесь, на земле, стать причастниками жизни вечной и на небе. Аминь».
За богослужением в Великий Четверг вспоминались четыре евангельских события: Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Евхаристии, умовение ног Господом Своим ученикам в знак глубочайшего смирения, молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
Его Высокопресвященству сослужили секретарь епархии и ключарь собора протоиерей Михаил Диваков, благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, протоиерей Олег Евсеев, протоиерей Илия Чирин, иеромонах Иларион (Резниченко), протодиакон Виталий Садаков, протодиакон Арчил Чхиквадзе.
По запричастном стихе архиепископ Тихон обратился к участникам богослужения с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Четыре события, происшедшие накануне страданий Господа нашего Иисуса Христа воспоминает, братья и сестры, Церковь сегодня, в Великий Четверг. Это – Тайная Вечеря, участниками которой были все двенадцать апостолов, омовение ног учеников их Учителем и Господом, моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Важнейшим из этих событий являлась Тайная Вечеря, на которой было установлено таинство Евхаристии. Воспоминая и празднуя это великое событие, Церковь собрала сегодня чад своих к Божественной Литургии, которую предварила «вечерня», чтобы совершение таинства и причащения святыми тайнами последовало в те самые часы, в которые Господом совершено в первый раз таинство.
Святитель Василий Великий говорит: «Господь, хотя изыти на волную и животворящую Свою смерть, в ночь, в нюже предаяше Себе за живот мира, прием хлеб на Святыя Своя и Пречистыя руки, показав Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, подавая своим ученикам и Апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Затем, взяв чашу с виноградным вином, растворив, благодарив, благословив, освятив и, подавая своим ученикам и Апостолам, сказал: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Ученики нисколько не смутились от этих слов своего Учителя, что под видом хлеба и вина Он преподавал им истинное Тело Своё и истинную Кровь Свою, но с глубокой верой и страхом Божиим приняли предложение — ведь ни кто-нибудь, но Сам Господь, Сам Христос Спаситель сказал: «Сие есть Тело Мое» и «Сия есть Кровь Моя», — и этих слов уже было для них достаточно, чтобы поверить в истинность непостижимого умом Святого Таинства. «И пили из нея вси» (Мк. 14, 23), — сообщает нам евангелист Марк.
Святые Тайны, которых мы сейчас причастимся, есть истинное Тело и Кровь Христа Спасителя. Эти Тело и Кровь – Божественны, как истинно соединённые с Божеством. «Не вознесшееся тело, — говорит преподобный Иоанн Дамаскин, — сходит с небес, а самый хлеб и вино претворяются, преобразуются, соделываются в Тело и Кровь Божию. Если же спросишь: каким образом это совершается? То довольно тебе услышать, что совершается это Святым Духом так же, как Господь и от Святой Богородицы составил Себе и в Себе плоть Духом Святым. Более мы не знаем ничего: знаем только, что слово Божие истинно, действенно и всесильно. Образ же действия Его – неисследим».
«Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11, 24), – заповедал Спаситель ученикам. С тех пор это спасительное для людей таинство непрестанно совершается во всем мире, во всех храмах Православной Церкви. Божественная Литургия на всём протяжении своём, священнодействиями и обрядами, представляет ряд воспоминаний о Христе Спасителе. Приготовление на проскомидии хлеба и вина к освящению начинается с этого воспоминания. При призывании на Литургии архиереем или священником Святого Духа хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы. Во время совершения великого Таинства мы слышим песнь: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим ти ся, Боже наш». Она есть повторение произнесённых Господом слов при освящении хлеба и вина в Тело и Кровь Его на Тайной Вечери. Таинство непостижимо и необъяснимо. Всё Тело Христово во всём святом хлебе и то же всё тело в каждой частице святого хлеба. Мы видим цвет хлеба и вина, ощущаем вкус хлеба и вина, но вкушаем и пьём Тело и Кровь Христовы. «Таинство Божественной Евхаристии действует материально, но чудотворит духовно, вкушается устами, но питает душу, касается чувств, но освящает дух. Бог действием Святого Духа совершает то, что превышает естество, чего ничто, кроме одной только веры не может вместить», — говорит преподобный Иоанн Дамаскин.
Невозможно перечислить духовных благ, которых удостаивается христианин, причащающийся Тела и Крови Христовых. Он становится участником Божеского естества, «сотелесником и единокровным Христу». Святые Тайны возводят причастника на небо для жизни вечной, для вечного блаженства, служат источником просвещения, любви, благодатным утешением и помощью в трудных обстоятельствах жизни, в скорбях и болезнях. «Не истощаясь, не уничтожаясь, не удаляясь из чрева естественным образом, святые Тайны проникают нашу сущность и делаются охраной, защитительным средством от всякого рода вреда, очищающим от всякой нечистоты. Враг души не осмелится нанести никакого вреда тому, в ком видит пребывающего Христа».
Величие дара, братия и сестры, возлагает на нас обязанности: желающие принять святые Тайны должны к этому приготовиться. «Да испытывает себе человек, — говорит апостол, — и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет» (1 Кор. 11, 28). Все праведники, прежде чем приступить к святой Чаше, очищали себя подвигами воздержания, испытывали самих себя, исследовали свою совесть, разрешали исповедью узы грехов своих и только после этого приступали с верой и благоговейным страхом. Так должны поступать и мы. Освободим наше тело от греховных похотей и увлечений. Очистим душу от гнева, сребролюбия, тщеславия и других, им подобным. Очистим дух от мыслей ложных, от ощущений неправильных. Покаемся на исповеди, и тогда, разрешённые от грехов своих, приступим со страхом Божиим и верой к Чаше Христовой, чтобы, причастившись здесь, на земле, стать причастниками жизни вечной и на небе. Аминь».