В праздник Входа Господня в Иерусалим архиепископ Тихон совершил Литургию в Воскресенском соборе
28 апреля 2024 года, в Неделю 6-ю Великого Поста, праздник Входа Господня в Иерусалим, архиепископ Рузский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией, совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Берлина.
Накануне правящий архиерей совершил в соборе всенощное бдение с литией. После чтения Евангелия на утрене архипастырь прочёл молитву и освятил ваия, веточки вербы.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархии и ключарь собора протоиерей Михаил Диваков, благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, протоиерей Илия Чирин, протодиакон Виталий Садаков, протодиакон Арчил Чхиквадзе.
По сугубой ектении была вознесена молитва о мира.
По запричастном стихе проповедь произнес священник Максим Юдаков:
«Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы празднуем Вход Господень в Иерусалим; это один из трагических праздников церковного года. Казалось бы – все в нем торжество: Иисус Христос вступает в Святой Град; Его встречает множество ликующих людей, ожидающие от Него победоносного царствования на земле. Разве здесь есть что-то трагическое?
Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении и на непонимании. Сегодня ликующие люди восклицают: “Осанна (хвала) Сыну Давидову!”, а уже через несколько дней враждебная, ненавидящая толпа будет требовать Его распятия.
Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в Свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов, что кончена будет римская оккупация, что побеждены будут противники, отомщено будем всем.
А вместо этого Христос вступает в Иерусалим тихо, восходя к Своей смерти… Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всем разочаровал: Он – не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись. И Христос идет к смерти…
Но что же остается одним, и что завещает нам Христос Своей смертью?
В течение именно этих дней, говоря народу о том, какова будет их судьба, когда они пройдут мимо Него, не узнав Его, не последовав за Ним, Спаситель Христос говорит: Се, оставляется дом ваш пуст; отныне пуст ваш храм; пуст ваш народный дом; опустела душа; опустели надежды; все превратилось в пустыню. Народ искал земной свободы, земной победы, земной власти; его вожди хотели именно властвовать и побеждать. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Что вообще осталось от всех тех, которые имели в руках власть и думали, что никогда она не отнимется у них? – Ничто.
Иисус Христос же никакой силы, никакой власти не проявил. Перед лицом непонимающих Его Он так непонятен: Он все мог, Он мог эту толпу, которая Его так восторженно встречала, собрать воедино, из нее сделать силу, получить власть. А Он от этого отказался. Он остался бессильным, беспомощным, уязвимым, закончил, как-будто побежденным, на кресте, после позорной смерти, среди насмешек.
А нам завещал Иисус Христос жизнь; Он нас научил тому, что, кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, – нет ничего. Он нас научил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, не унизив Себя. Он нас научил тому, что нет ничтожных людей, тому, что страдание не может разбить человека, если только он умеет любить. Христос научил нас тому, что в ответ на опустошенность жизни можно ответить, отозвавшись только мольбой к Богу: Приди, Господи, и приди скоро!..
Только Бог может Собой заполнить те глубины человеческие, которые зияют пустотой и которых ничем не заполнишь. Только Бог может создать гармонию в человеческом обществе; только Бог может превратить страшную пустыню жизни в цветущий сад.
Вспоминая сегодня вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви. Они предпочли, они хотели, жаждали земного.
А те немногие, которые услышали голос Спасителя, которые выбрали любовь и смирение, простоту и кротость, которые захотели любить ценой своей жизни и ценой своей смерти, те получили, по неложному обещанию Христа, жизнь, жизнь с избытком, победную, торжествующую жизнь. Аминь».
После отпуста духовенство совершило перед иконой праздника славление. Хор пропел тропарь, кондак и величание.
Архиепископ Тихон от лица клира и мирян поздравил протоиерея Георгия Антонюка с 70-летием со дня рождения, зачитал поздравительный адрес и вручил букет цветов. Хор пропел многолетие.