Накануне архипастырь возглавил в соборе служение всенощного бдения. По окончании богослужения, была совершена заупокойная лития по архиепископу Берлинскому и Германскому Феофану (Галинскому), отошедшему ко Господу 5 лет назад, 11 сентября 2017 года.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархии и ключарь соборе протоиерей Михаил Диваков, благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, иерей Феодор Фрайбергер (Росток), иерей Максим Юдаков, протодиакон Виталий Садаков, диакон Арчил Чхиквадзе, диакон Михаил Кох, диакон Ростислав Устименко, диакон Андрей Гладышев (Ганновер).
За Литургией архиепископ Тихон рукоположил иподиакона Петра Браверманна (Росток), в сан диакона.
По запричастном стихе архиепископ Тихон обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня день Усекновения главы Святого Иоанна Крестителя, величайшего из пророков. Сегодня праздник и строгий пост, радость и скорбь одновременно. При имени святого Иоанна Предтечи перед нашим мысленным обзором встаёт величайший подвижник, одетый в жёсткую власяницу, подпоясанный кожаным ремнём, питающийся самый неприхотливой пищей – акридами и мёдом диких пчёл.
Он был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы. До рождения Иоанна ангел Господень предсказал Захарии о его высоком назначении. «Он, — сказал ангел, – предыдет пред Господом в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17). Пророк Исаия сказал о нём, что он будет «гласом вопиющего в пустыне, и приготовит путь Господень» (Ис. 40, 3). Это образное выражение говорит о высоком служении Предтечи перед пришествием Христа Спасителя и показывает в каких трудностях его служение будет проходить.
Дело в том, что за шестьдесят лет до пришествия Господа Иудея подпала под иго суровых завоевателей – римлян. Евреям, которым было дано обетование быть наследниками Царства Божия, иго казалось чрезвычайно тяжёлым, и вера их поколебалась. Мессию – Христа Спасителя они стали в подавляющем большинстве представлять не духовным вождём, который дарует им Царство Небесное, а вождём политическим, Который освободить их от ненавистного римского ига и сделает первыми среди всех народов.
Духовные вожди иудейского народа – фарисеи и саддукеи, враждовавшие между собой, нравственно не соответствовали своему высокому положению. Закон они понимали как исполнение внешних обязанностей и менее всего заботились о своём внутреннем духовном устроении. Господь назвал их вождями слепыми(Мф. 15, 14). Пророку Иоанну предназначалось исправить эти неправильные взгляды и приготовить людей к принятию Мессии – Христа Спасителя. Он должен был перед народом еврейским засвидетельствовать о Мессии, как о Духовном Вожде.
И вот, когда «был глагол Божий к Иоанну» (Лк. 3, 2), он пришёл на берег Иордана и из уст его все услышали, что среди народа стоит Христос Спаситель, Которому «он недостоин развязать ремень от сапог его. Я крещу вас водою для покаяния, но среди вас стоит Сильнейший меня, который будет крестить Духом Святым и огнём» (Лк. 3, 16). Простому народу он говорил: кто имеет что-либо лишнее из пищи или одежды – поделись с ближними. Воинам, которые спрашивали, что им делать, отвечал: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием. Мытари и сборщики податей спрашивали: что нам делать? Он говорил им: не берите лишнего сверх положенных податей. Шли некоторые из фарисеев и книжников. Иоанн обличал их, говоря: «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите достойные плоды покаяния, и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк. 3, 7-8). К покаянию всех без исключения звал Предтеча, пробуждая сознание греховности и подвигая к исправлению.
Под обличение пророческого слова подпал и галилейский царь – четвертовластник Ирод, который, нарушив Закон Божий, женился на жене своего родного брата Иродиаде. Она была женщиной властной и неистовой, оказывая на Ирода большое влияние. Иоанн обличил Ирода и сказал: «не должно тебе иметь её женою» (Мф. 14, 4). Иродиада, затаив злобу против Иоанна, решила с ним расправиться. И повод к этому представился в день рождения Ирода. Во время пира дочь Иродиады Саломия своей пляской так угодила Ироду, что он поклялся дать всё, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, просила принести на блюде голову Иоанна Крестителя. Опечалился Ирод, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темницы (Мф. 14, 7-10). Так закончилась жизнь величайшего пророка.
Начался грех с пиршества, а завершился страшным преступлением и убийством. Так грех, братия и сестры, начинается всегда с малого. Подобно муравью, как сказано в книге Иова (Иов. 4), через грех демон неприметным образом сначала заползает в сердце и помыслы, а затем растёт и становится огромным и сильным как лев, так что одолеть его человек уже не в силах. Единственным средство спасения от него является благодать Божия, которая подается всякому грешнику, твёрдо решившему более не возвращаться на путь греха и погибели. К покаянию зовёт нас святой Иоанн Предтеча, братия и сестры, свидетельствуя всей своей жизнью, что покаяние есть единственный путь ко Христу Спасителю, пришествие Которого он возвестил и сам же указал на Него. Как мученик, отдавший жизнь свою за Истину, да научит он всех нас любить и хранить Истину, потому что она – дороже всего в жизни. Аминь».
По окончании Литургии архиепископ Тихон совершил славление и прочёл молитву ко Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну.
Затем в соборе состоялся молебен о страждущих недугом винопития.