27 августа 2023 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского, архиепископ Рузский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией, совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Берлина.
Накануне Высокопреосвященнейший Владыка возглавил в соборе служение всенощного бдения.
За Божественной литургией Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Олег Евсеев, иерей Максим Юдаков, протодиакон Арчил Чхиквадзе.
По сугубой ектении архиепископ Тихон прочёл молитву о мире.
По запричастном стихе Владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом:
«Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Поздравляю всех с воскресным днём, братия и сестры. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, что нужно сделать, чтобы спастись и наследовать жизнь вечную. Ко Господу подошёл некий юноша и спросил: «Учителю благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16–26). Вопрос очень важный, который должен занимать каждого человека. Вопросивший юноша верил, что кроме этой жизни есть ещё жизнь вечная, гораздо превосходящая жизнь земную, временную. Он понимал, что счастье – удостоится той жизни, но не знал, как её получить, и решился спросить Христа.
Кто не задавал себе этого вопроса: «Что мне делать, чтобы наследовать Царство Небесное?» Однако, ответ на него давно решён в Евангелии: для спасения тех, кто не веруют во Христа, необходима вера, а для верующих во Христа необходима жизнь по заповедям Божиим. «Если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди», – был ответ Господа. Много раз юноша уже слышал про заповеди. Однако ответ Господа заставил его вновь услышать, что только от исполнения их зависит спасение и жизнь вечная. «Не убивай, не блуди, не прелюбодействую, не воруй, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать, и люби ближнего твоего».
Юноша признался, что всё это он сохранил со дней юности, и поэтому вновь обратился с вопросом: «Что ещё мне не хватает?» Господь тогда говорит ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, и всё, что имеешь продай…». И тут происходит неожиданное: всё, как казалось, исполнивший юноша отходит от Христа с печалью, так как был богат. Он не ожидал такого ответа. Господь, ведающий сердца человеческие, открыл юноше сокровенное – внутри него живёт страстная привязанность, и он не исполнил как подобает ни заповеди о любви к Богу, ни заповеди о любви к ближнему. Потому Господь предложил ему начать исполнять эту заповедь с простого: увидеть другого человека, его нужду и, следуя за Христом, восходить к исполнению того, на чём основан «весь Закон и пророки» (Мф. 22, 40).
Как в юноше происходила борьба, братия и сестры, так происходит она и в нас. Мы можем быть внешне благочестивыми и соблюдать заповеди. Вопрос в том, что для нас дороже – Бог или какие-то другие ценности? Готовы ли мы отказаться от всего, что у нас есть и идти за Христом? Нет ли в нас привязанности к чему-то вещественному? Не сокрыта ли в глубине нашего сердца какая-нибудь страсть? Каждого человека Господь наделил свободой и ставит перед вопросом двух путей – спасения и погибели. И тут всё зависит от нашего выбора. От того, как мы относимся к богатству, к разного рода талантам и дарованиям, которые нам посылает Господь, зависит наша участь в вечности. Как мы употребим их? Прославим Бога и послужим ближнему или употребим исключительно в своих интересах?
Путь к жизни вечной, братия и сестры, заключается в соблюдении заповедей Божиих. Каждый из нас должен согласовывать с заповедями Божиими свои мысли, слова и дела. Нужно помнить, что всё, что даёт нам Господь в жизни является нашим богатством, на которое мы можем приобрести сокровища на небе. Для этого мы должны идти вслед Христа, видеть Его перед собой и не оглядываться назад. «Что толку, – говорит толкователь, – всё продать и раздать нищим, если не следовать за Христом? Или: какой смысл идти за Христом и всё время оглядываться на свои богатства?» Будем помнить, что самый богатый человек тот, кто ни к чему не привязывается сердцем и ничего не имеет, кроме Христа. Будем отгонять от себя какие бы то ни было пристрастия, заслоняющие нам Бога и путь, ведущий к Нему. Аминь».
По окончании Литургии духовенство совершило славление преподобному Феодосию, основателю и игумену Успенской Киево-Печерской Лавры. Архиепископ Тихон прочёл молитву святому. Хор пропел величание.
Накануне Высокопреосвященнейший Владыка возглавил в соборе служение всенощного бдения.
За Божественной литургией Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Олег Евсеев, иерей Максим Юдаков, протодиакон Арчил Чхиквадзе.
По сугубой ектении архиепископ Тихон прочёл молитву о мире.
По запричастном стихе Владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом:
«Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Поздравляю всех с воскресным днём, братия и сестры. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, что нужно сделать, чтобы спастись и наследовать жизнь вечную. Ко Господу подошёл некий юноша и спросил: «Учителю благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16–26). Вопрос очень важный, который должен занимать каждого человека. Вопросивший юноша верил, что кроме этой жизни есть ещё жизнь вечная, гораздо превосходящая жизнь земную, временную. Он понимал, что счастье – удостоится той жизни, но не знал, как её получить, и решился спросить Христа.
Кто не задавал себе этого вопроса: «Что мне делать, чтобы наследовать Царство Небесное?» Однако, ответ на него давно решён в Евангелии: для спасения тех, кто не веруют во Христа, необходима вера, а для верующих во Христа необходима жизнь по заповедям Божиим. «Если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди», – был ответ Господа. Много раз юноша уже слышал про заповеди. Однако ответ Господа заставил его вновь услышать, что только от исполнения их зависит спасение и жизнь вечная. «Не убивай, не блуди, не прелюбодействую, не воруй, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать, и люби ближнего твоего».
Юноша признался, что всё это он сохранил со дней юности, и поэтому вновь обратился с вопросом: «Что ещё мне не хватает?» Господь тогда говорит ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, и всё, что имеешь продай…». И тут происходит неожиданное: всё, как казалось, исполнивший юноша отходит от Христа с печалью, так как был богат. Он не ожидал такого ответа. Господь, ведающий сердца человеческие, открыл юноше сокровенное – внутри него живёт страстная привязанность, и он не исполнил как подобает ни заповеди о любви к Богу, ни заповеди о любви к ближнему. Потому Господь предложил ему начать исполнять эту заповедь с простого: увидеть другого человека, его нужду и, следуя за Христом, восходить к исполнению того, на чём основан «весь Закон и пророки» (Мф. 22, 40).
Как в юноше происходила борьба, братия и сестры, так происходит она и в нас. Мы можем быть внешне благочестивыми и соблюдать заповеди. Вопрос в том, что для нас дороже – Бог или какие-то другие ценности? Готовы ли мы отказаться от всего, что у нас есть и идти за Христом? Нет ли в нас привязанности к чему-то вещественному? Не сокрыта ли в глубине нашего сердца какая-нибудь страсть? Каждого человека Господь наделил свободой и ставит перед вопросом двух путей – спасения и погибели. И тут всё зависит от нашего выбора. От того, как мы относимся к богатству, к разного рода талантам и дарованиям, которые нам посылает Господь, зависит наша участь в вечности. Как мы употребим их? Прославим Бога и послужим ближнему или употребим исключительно в своих интересах?
Путь к жизни вечной, братия и сестры, заключается в соблюдении заповедей Божиих. Каждый из нас должен согласовывать с заповедями Божиими свои мысли, слова и дела. Нужно помнить, что всё, что даёт нам Господь в жизни является нашим богатством, на которое мы можем приобрести сокровища на небе. Для этого мы должны идти вслед Христа, видеть Его перед собой и не оглядываться назад. «Что толку, – говорит толкователь, – всё продать и раздать нищим, если не следовать за Христом? Или: какой смысл идти за Христом и всё время оглядываться на свои богатства?» Будем помнить, что самый богатый человек тот, кто ни к чему не привязывается сердцем и ничего не имеет, кроме Христа. Будем отгонять от себя какие бы то ни было пристрастия, заслоняющие нам Бога и путь, ведущий к Нему. Аминь».
По окончании Литургии духовенство совершило славление преподобному Феодосию, основателю и игумену Успенской Киево-Печерской Лавры. Архиепископ Тихон прочёл молитву святому. Хор пропел величание.