В среду Страстной седмицы архиепископ Тихон совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Воскресенском соборе
1 мая 2024 года, в Великую Среду, архиепископ Рузский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией, совершил утреню, часы с чтением Евангелия и Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном Воскресенском соборе г. Берлина.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, протоиерей Илья Чирин, иеромонах Иларион (Резниченко), иерей Максим Юдаков, иерей Олег Бельтек, протодиакон Виталий Садаков, протодиакон Арчил Чхиквадзе.
Накануне архиепископ Тихон в сослужении протоиерея Георгия Антонюка и протодиакона Арчила Чхиквадзе совершил великое повечерие и утреню Великой Среды. На утрени архипастырь прочел евангельское зачало, приуроченное к этому дню.
На третьем, шестом и девятом часе были прочитаны по пять зачал евангелия от Иоанна (зачала 31-45).
По окончании Литургии иерей Максим Юдаков обратился к участникам богослужения со словом:
«Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Мы уже подходим к самим Страстям Господним, и из всего, что мы слышали, так ясно делается, что Господь может все простить, все очистить, все исцелить и что между нами и Ним могут стоять только две преграды. Одна преграда – это внутреннее отречение от Него, это поворот от Него прочь, это потеря веры в Его любовь, потеря надежды на Него, страх, что на нас у Бога может не хватить любви.
Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь – любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.
Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя. Но Иисус Христос учит нас надежде на глубину милосердия Божия.
Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу, пораженная божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. В ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, что Иисус Христос объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много. И когда Петр был прощен Господом, он тоже сумел Его много любить, может быть, больше многих праведных, которые никогда не отходили от Спасителя, потому что ему было прощено так много.
Мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу как блудница, как Мария Магдалина: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обещание нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир. Аминь».
В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).
В Великую среду в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о предательстве Иуды (Мф. 26, 6-16). В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего». После среды постановлено совершать эту молитву до Великого пятка только инокам в келиях.