В Неделю 22-ю по Пятидесятнице архиепископ Тихон совершил Литургию в соборе Воскресения Христова
5 ноября 2023 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола Иакова, брата Господня по плоти, архиепископ Рузский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией, совершил Божественную литургию в кафедральном Воскресенском соборе г. Берлина. Накануне Владыка Тихон молился за всенощным бдением в кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархии и ключарь собора протоиерей Михаил Диваков, протоиерей Николай Забелич (Мюнхен), протоиерей Павел Мельников (Кемптен), протоиерей Илия Чирин, протодиакон Виталий Садаков, протодиакон Арчил Чхиквадзе, диакон Димитрий Черемных.
После сугубой ектении были вознесены молитвы о мире на Святой Земле.
По запричастном стихе архиепископ Тихон обратился к прихожанам собора с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Каждый раз за богослужением, братия и сестры, мы слышим слово Божие. Святая Церковь хочет, чтобы каждый из нас, размышляя над ним, усвоил что-то важное для вечности, для спасения. Много тайн необъяснимых для ума человеческого, представляет нам земная жизнь, но загробная жизнь есть тайна из тайн. Что будет с нами, когда мы окончим земное существование? Что будет с нашей душой, когда тело возвратиться в землю, из которой было взято? Только христианская вера может дать ответы на эти волнующие вопросы. Отвечает на них и сегодняшняя евангельская притча о богаче, который даже не имеет имени и нищем Лазаре (Лк. 16, 19-31).
Жили два человека. Один жил богато, роскошно одевался, веселился ежедневно с друзьями, а к бедным и нуждающимся был скуп и крайне жестокосерд. О другом говорится, что он, по имени Лазарь, лежал в струпьях у ворот дома богатого, и что псы приходили и лизали струпья его язв. И вдруг всё меняется со смертью: богача торжественно хоронят, а нищего Лазаря неприметно. И один оказывается в славе, в радости вечной, другой – в вечных муках. Нищий был отнесён ангелами на лоно Авраама, в царство праведников, а богатый угодил в преисподнюю.
Что сделал такое богач, что угодил в ад, в чём заключается его грех? Он же не приказывал, чтобы нищего гнали, он не был против, чтобы кусочки с его стола попадали нищему. Он не пинал его ногой, не плевал в него, не глумился. По словам толкователя, «богач угодил в темницу вечную за то, что ничего не делал; видя кругом нищету и страдания, он ничего не захотел замечать. Для него нищий был частью городского пейзажа. Он не обращал на него должного внимания, он был безжалостен». А что же Лазарь? Он каждый день стоял перед вопросом: что значат эти страдания, почему они посылаются, какой в них смысл и что ждёт впереди? «Лазарь жил на глубине понимания всего этого. Он был беден, но не воровал; был болен, но не роптал; страдал, но терпеливо всё переносил, он смотрел на жизнь, как на дар Божий и не бросил этого дара в грязь, как делают безумные самоубийцы». Лазарь на опыте знал, что такое сострадание и милосердие, за что и удостоился от Бога вечных благ.
Сегодняшняя притча, братья и сестры, говорит нам о том, чтобы мы не роптали, что жизнь суровая и с нами случаются беды. Через временные страдания и скорби, которые попускает нам Господь, мы очищаемся от греха, как золото в горниле, и становимся способными понимать, что такое жизнь и что такое смерть. Притча открывает нам, каким должно быть отношение к богатству, она удостоверяет нас в неизбежности смерти и действительности жизни загробной, она открывает нам, как близко и как далеко мы можем быть друг от друга. Притча учит нас тому, что рано или поздно настанет конец временной жизни и каждый из нас предстанет на Суд Божий.
Потому, братия и сестры, будем дорожить временем и спешить творить добро. Внимая слову Божию, руководствуясь им в своей жизни, будем, как того хочет от нас Господь, сострадательными и милосердными, согревая людей страждущих и нуждающихся в нашем внимании и заботе лаской, улыбкой, добрым словом, посильной помощью. Не пройдём мимо слёз и чужого горя! Именно в сострадании и милосердии к ближнему духовно зреет и возрастает человек. Будем помнить всегда, что в ближнем, по слову святых Отцов, заключается наше вечное спасение. Аминь».