Накануне архипастырь возглавил служение всенощного бдения и после Великого славословия на богослужении утрени совершил чин Воздвижения Креста.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархии и ключарь собора протоиерей Михаил Диваков, благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, протоиерей Алексий Рыбаков (Мёнхенгладбах), протоиерей Иоанн Дорош, иерей Максим Юдаков, протодиакон Виталий Садаков, диакон Арчил Чхиквадзе, диакон Ростислав Устименко, диакон Николай Маркович (Санкт-Петербургская митрополия).
На сугубой ектении были вознесены прошения и прочитана молитва о мире. На заупокойной ектении участники богослужения молились об упокоении многолетней прихожанки собора новопреставленной Валентины, а также убиенных учащихся и сотрудников в школе г. Ижевска.
После Евхаристического канона архиепископ Тихон совершил хиротонию иподиакона Сергия Иванова во диакона.
После отпуста Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня праздник Воздвижения Креста Господня. Мы прославляем Живоносное Древо, на котором распялся Христос, Царь и Господь, Спаситель мира. Обретению этой величайшей святыни предшествовали следующие события. Незадолго до Своих крестных страданий, Господь Иисус Христос, плача о Иерусалиме, который не уразумел пришествия Его (Лк. 19, 44), в беседе со Своими учениками возвестил, что от него не останется камня на камне, всё будет разрушено (ср. Мф. 24, 2). Предсказания Господа исполнились в точности: в 70 году войско римского полководца Тита разрушило Иерусалим до основания. На месте Святого Града был построен языческий город Элия Капитолина, а на месте разрушенного храма Истинному Богу был воздвигнут языческий. Так продолжалось до IV века.
В начале IV века, император Константин Великий, после одержанной победы при помощи явленного ему на небе Креста Господня, объединил раздираемую междоусобицами Римскую империю и положил конец многовековым гонениям на христиан. Немалую роль в том, что он благосклонно относился к христианам и защищал их от преследований, а впоследствии и сам обратился в христианскую веру, сыграло воспитание, полученное им ещё в детстве от матери – благочестивой христианки Елены, которую Константин глубоко чтил и к мнению которой прислушивался.
Возымев желание обрести Крест Господень, он послал свою мать, царицу Елену, в Иерусалим с тем, чтобы она обрела христианские святыни и содействовала восстановлению Святого Града. Прибыв в Иерусалим, царица Елена принялась отыскивать святыни. После долгих поисков и усилий были расчищены Гефсимания, Голгофа, крестный путь, по которому шёл Спаситель, найден Святой Гроб. Чудесным образом тогда же был обретен и Крест Господень, который тотчас же явил свою чудодейственную силу: от прикосновения к Нему воскрес умерший. Патриарх Иерусалимский Макарий стал воздвигать Крест, а народ в благоговейном трепете восклицал: «Господи, помилуй!». Так обретение Животворящего Древа было положено в основу сегодняшнего торжества, соединив с собою Воздвижение Креста для народного поклонения.
Каждый год в день праздника Крест износится из алтаря для поклонения верующим. Мы прославляем сегодня Крест Христов, кланяемся Ему, Его лобызаем, Им себя осеняем, воздавая честь распятому нашего ради спасения Господу. Почему Господу Иисусу Христу, воплотившемуся Слову Божию, угодно было предстать перед нами в зраке распятого на Древе Крестном? Почему Сын Божий висит на древе поруганный, заушенный, пронзённый копьём и множество людей проходит мимо? Одни – отрекаются, другие – обвиняют, третьи – полны равнодушия? Ещё вчера Господь творил чудеса исцеления, привлекал к Себе сердца, поучал истине, а сегодня, брошенный всеми, распятый на кресте и уста Его говорят: «Отче! Отпусти им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Ответ один: любовь к роду человеческому возвела на Крест Сына Божия, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Бог Отец послал Сына Своего в мир, чтобы Он избавил человеческий род от мучительства диавола, рабства греха и смерти и отверз путь к вечному спасению. Это даровано нам через Крест и воскресение Господа.
В благоговейном молчании перед тайной, непостижимой умом и приемлемой лишь верой, неизреченной любви Божией поклонимся Животворящему Древу Креста. Возблагодарим Спасителя и зададим себе вопрос: как я могу ответить, Господи, на твою любовь ко мне? Что сделать мне, чтобы Кровь Твоя, пролитая за меня грешного на Кресте, была пролита не напрасно? И тогда ответит каждому из нас Сам Господь: «Аще кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). Если мерой Божией любви к нам был Крест Христов, то и мерою нашей любви к Спасителю также должен быть крест. У каждого из нас он свой. Он складывается из скорбей, выпадающих на нашу долю; из испытаний, через которые нам приходится проходить; из болезней, посещающих нас, — из всего того, что делает нашу жизнь скорбной. Однако, крест не бывает непосильным: Господь даёт нам такой крест, который мы можем понести. Потому с терпением, братия и сестры, будем нести свой крест по жизни, помня слова апостола: «Понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся» (Рим. 8, 17). Аминь».
Затем архиерей и сослужившее ему духовенство совершили славление и поклонились Кресту Господню.
В завершение Литургии архипастырь поздравил протоиерея Михаила Дивакова с 50-летием со дня пресвитерской хиротонии и протоиерея Георгия Антонюка с 39-летием со дня пресвитерской хиротонии, пожелав им ещё многие годы трудиться во славу Святой Церкви, подавая молодому поколению священнослужителей пример ревностного служения и предстояния в молитве перед престолом Божиим.