Престольный праздник Воскресенского кафедрального собора молитвенно отметили духовенство и прихожане
23 апреля 2023 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, архиепископ Рузский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией, совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Берлина. В день Антипасхи в соборе отмечается престольный праздник.
Накануне архиепископ Тихон возглавил служение всенощного бдения с литией. Его Высокопреосвященству сослужило все соборное духовенство.
По запричастном стихе архиепископ Тихон обратился к участникам богослужения с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Христос воскресе!
В жизни христианина, братия и сестры, ценен и важен всякий день. Но всегда один день выделяется из всех остальных дней недели, имея первенствующее значение. Этим днём является воскресенье. В этот день совершилось величайшее событие в истории человеческого рода – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Эта истина является основанием христианской веры (1Кор. 15, 17), и мы подтверждаем нашу веру в истину Воскресения Сына Божия за богослужением словами: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу…» Духовными очами, очами веры мы видим это священное событие: видим его очами апостолов, жен-мироносиц, учеников и тех, кто был со Христом, беседовал с Ним и уверовал. Для утверждения в истине Воскресения очевидцы Христа – евангелисты записали это для грядущих поколений.
Сколько радости и жизни, братия и сестры, несут в себе два слова: «Христос Воскрес!» Но в тот день никто из людей и даже учеников Христовых не в состоянии был сразу воспринять это событие и поверить в него. Потому Христос и является в первый день воскресения апостолам, чтобы их сомнения рассеялись. Господь желал, чтобы все Его ученики знали о Его Воскресении и радовались. Прежде всех Он явился Марии Магдалине, когда она плакала при опустевшем гробе, думая, что кто-то похитил Господа; в другой раз явился ей же с другими женами, затем апостолу Петру и двум ученикам, Луке и Клеопе, шедшим из Иерусалима в Эммаус и, наконец, в тот же вечер явился почти всем апостолам, собранным в одной горнице. Только Фома не был с ними и не видел Господа. Уверение апостола Фомы в истине Воскресения Христова и воспоминает Церковь на восьмой день после Пасхи.
На радостные слова учеников, что они видели Господа, Фома отвечал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Для Фомы недостаточно было свидетельств других апостолов о воскресении Господа, он собственными чувствами желал убедиться в истине. Воскресший Господь не отказал Своему ученику. В восьмой день по воскресении Он вновь вошёл через затворенные двери в дом, где были собраны ученики и обратился к Фоме. «Ты хотел видеть и осязать Меня, — как бы так говорит ему Господь, — смотри и осязай! Хотел коснуться язв на руках Моих? Смотри на руки Мои, подай свою руку и вложи её в рёбра Мои. Всё это позволю тебе, только не оставайся в неверии». Осязав раны Воскресшего Господа, Фома воскликнул, выразив свою веру радостным исповеданием: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28).
Всякому человеку, братия и сестры, Господь позволяет исследовать истину: пусть видит глаз, и руки осязают, и все чувства служат тому, что познать истину. Но пусть чувства исследуют её со смирением, с чистым сердцем, с благим намерением. «Скрупулёзная пытливость, — по словам толкователя, — бывает опасна, когда дерзает исследовать недоступные истины, и бывает виновна, когда испытывает истину не для того, чтобы постигнуть её, а чтобы поколебать доверие к ней других».
Господь не похвалил Фому за веру, которая основывалась на чувственном познании. «Ты поверил, потому что увидел Меня, — сказал ему Господь, — блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 27). Не велика вера наша, если мы верим только тому, что видим. Её имеет всякий человек; и атеисты не сомневаются в том, что видят глазами и ощущают руками. Нам христианам, нужно иметь веру в то, чего не видим, чего постигнуть не можем. Почему? — Потому что самые важные истины веры нашей недоступны для опыта и разума. Мы исповедуем Бога невидимого и непостижимого и ожидаем в будущем веке таких благ, о которых не можем составить себе ясного понятия. Истинный христианин тот, который верует Богу и Его слову не вследствие доказательства истины, а по любви к Богу и истине. Вот такую веру Спаситель и называет блаженной.
Если Фомино неверие, по словам церковных песнопений, названо «добрым», то, очевидно, братия и сестры, есть злое неверие. Как правило, оно гнездится в повреждённом злобою уме и развращённом сердце. Оно начинается с того, что человек сначала забывает о Боге, затем оставляет храм и богослужение, перестаёт молиться дома и участвовать в жизни Церкви. Первым признаком заболевания души, по слову святых Отцов, является оставление человеком церковной молитвы. Чтобы не отпасть от веры, братия и сестры, ни под каким предлогом не будем оставлять богослужения, таинств церковных, домашней молитвы. Будем чаще читать Евангелие, поучения святых Отцов и Жития святых, помогающие нам усвоить истины христианской веры и жить благочестиво. Будем усердно просить Господа, чтобы Он соделал наше сердце чистым (Пс. 50, 12), открыл наш ум разуметь Писание, веровать в Него и жить по-евангельски, в надежде наследовать спасение и жизнь вечную. Аминь».
По окончании Литургии детский хор соборной Воскресной школы исполнил пасхальные песнопения и народные песни.
На церковном дворе всем собравшимся была предложена праздничная трапеза.