11 февраля 2024 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, архиепископ Рузский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Берлина. Накануне Владыка возглавил в соборе служение всенощного бдения.
Его Высокопресвященству сослужили секретарь епархии и ключарь собора протоиерей Михаил Диваков, благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, священник Максим Юдаков, протодиакон Виталий Садаков, протодиакон Арчил Чхиквадзе.
По запричастном стихе архиепископ Тихон обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Евангелие дня учит нас, братия и сестры, что молитва, соединенная с верой в Бога, можно испросить у Него великую милость. Женщину хананеянку постигло горе: дочь её была одержима злым духом. Горе терзало душу любящей матери, и она не знала, что делать. И вот услышала она, что в Иудее явился великий Чудотворец, одно слово Которого исцеляет больных и воскрешает мёртвых. Сердце её возгорелось желанием припасть к ногам Его и вымолить у Него исцеление своей несчастной дочери. Она немедленно поспешила к Тому, на Кого возложила всю свою надежду. Поражённая несчастьем подошла она к Спасителю и сказала: «помилуй меня, Господи, Сыне Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15, 22). Но Господь ничего не ответил на её просьбу и молча продолжал Свой путь.
Безмолвие Спасителя не оттолкнуло её, а заставило ещё настойчивее просить Господа. «Помилуй меня, Господи, Сыне Давидов», – взывала она. Усиленная просьба хананеянки заставила теперь учеников Иисуса Христа обратиться к Нему с ходатайством: «отпусти её, потому что она кричит вслед нас» (Мф. 15, 23). На это ходатайство хотя и последовал ответ Господа, но опять не в пользу несчастной матери. «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15, 24), – сказал Спаситель. Слышала этот ответ скорбящая мать, но не пала духом. Поддержанная заступничеством апостолов, она поспешила вперёд, пала к ногам Спасителя и с ещё большей силой стала взывать: «Господи, помоги мне». И ещё более строгий ответ Господа последовал на эту просьбу: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15, 26).
Можно представить, братия и сестры, как сильно должны были поразить сердце матери эти строгие слова Спасителя. Можно подумать, что, услышав отказ помочь ей, она отойдёт, но не так она поступила. С удивительным смирением сказала она Спасителю: «так, Господи, но и псы едят от крупиц, падающих со стола господ их» (Мф. 15, 27). Хананеянка как бы так говорила: «я – язычница, грешница, но прошу у Тебя милости, брось мне, как псу, хоть крошки, простри сколько-нибудь и ко мне, убитой горем, Своё милосердие. Ведь и псы едят от крупиц, падающих со стола господ их». Большего смирения, большей веры невозможно было и требовать, потому Спаситель вслух всех восхвалил её веру: «о, женщина, велика вера твоя, пусть будет по твоему желанию» (Мф. 15, 28). Этого только желала несчастная мать, дочь которой исцелилась в ту же минуту. Так силой своей веры и молитвы хананеянка испросила своей дочери исцеление от тяжкого недуга.
Порой, кажется, братия и сестры, что Господь медлит услышать нас и прийти на помощь. Но Он рядом с нами всегда, и особенно тогда, когда человек терпит скорби и обращается к Богу с мольбой. Тогда-то молитва, соединенная с верой и упованием на Бога, спасает человека. Нет ничего, говорит преподобный Иоанн Лествичник, чтобы могло противостать силе святой молитвы. Так, силе молитвы уступило море, когда пророк Моисей молитвенно возопил ко Господу и, ударив своим жезлом, рассёк море, по дну которого открылся путь, с обеих сторон ограждённый стенами из воды, и израильский народ избавился от гонителей (Исх. 14, 22). Другая, не менее страшная стихия, огонь отступил перед силой молитвы и веры в Бога трех благочестивых отроков, брошенных в печь огненную (Дан. 3, 94). Перед силой молитвы и смиренного упования на Бога отступали страшные звери, смертоносные язвы и болезни, так что и следа не оставалось от них.
Какой урок извлечём, братия и сестры, из евангельского чтения о жене-хананеянке? Не нужно падать духом и тем более отчаиваться. Зная великую силу молитвы, необходимо, по слову Апостола, непрестанно молиться Богу (1Сол. 5, 17) – и в радостном настроении духа, и когда нас постигают скорби и болезни. Господь не оставит нас Своей милостью, проведёт через испытания с пользой для души. Один святой много подвизался, говорится в Патерике, терпел скорби, нападки от бесов и когда вконец изнемог обратился к Богу: «Господи, где ты? Мне тяжело». Господь явился ему и сказал: «Я стоял возле тебя и взирал на твой подвиг. Когда же тебе было невыносимо тяжело, знай, Я нёс тебя тогда на Своих руках». Вот так и нас, братия и сестры, в годину испытаний нашей веры и верности, Господь не только избавляет от бед, но утешает и носит на Своих руках, облегчая страдания во спасение наше. Потому не будем унывать и предаваться печали. Возложим на Господа упование наше, будем молиться и прилагать труды к трудам ради вечного спасения. Аминь».
Его Высокопресвященству сослужили секретарь епархии и ключарь собора протоиерей Михаил Диваков, благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, священник Максим Юдаков, протодиакон Виталий Садаков, протодиакон Арчил Чхиквадзе.
По запричастном стихе архиепископ Тихон обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Евангелие дня учит нас, братия и сестры, что молитва, соединенная с верой в Бога, можно испросить у Него великую милость. Женщину хананеянку постигло горе: дочь её была одержима злым духом. Горе терзало душу любящей матери, и она не знала, что делать. И вот услышала она, что в Иудее явился великий Чудотворец, одно слово Которого исцеляет больных и воскрешает мёртвых. Сердце её возгорелось желанием припасть к ногам Его и вымолить у Него исцеление своей несчастной дочери. Она немедленно поспешила к Тому, на Кого возложила всю свою надежду. Поражённая несчастьем подошла она к Спасителю и сказала: «помилуй меня, Господи, Сыне Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15, 22). Но Господь ничего не ответил на её просьбу и молча продолжал Свой путь.
Безмолвие Спасителя не оттолкнуло её, а заставило ещё настойчивее просить Господа. «Помилуй меня, Господи, Сыне Давидов», – взывала она. Усиленная просьба хананеянки заставила теперь учеников Иисуса Христа обратиться к Нему с ходатайством: «отпусти её, потому что она кричит вслед нас» (Мф. 15, 23). На это ходатайство хотя и последовал ответ Господа, но опять не в пользу несчастной матери. «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15, 24), – сказал Спаситель. Слышала этот ответ скорбящая мать, но не пала духом. Поддержанная заступничеством апостолов, она поспешила вперёд, пала к ногам Спасителя и с ещё большей силой стала взывать: «Господи, помоги мне». И ещё более строгий ответ Господа последовал на эту просьбу: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15, 26).
Можно представить, братия и сестры, как сильно должны были поразить сердце матери эти строгие слова Спасителя. Можно подумать, что, услышав отказ помочь ей, она отойдёт, но не так она поступила. С удивительным смирением сказала она Спасителю: «так, Господи, но и псы едят от крупиц, падающих со стола господ их» (Мф. 15, 27). Хананеянка как бы так говорила: «я – язычница, грешница, но прошу у Тебя милости, брось мне, как псу, хоть крошки, простри сколько-нибудь и ко мне, убитой горем, Своё милосердие. Ведь и псы едят от крупиц, падающих со стола господ их». Большего смирения, большей веры невозможно было и требовать, потому Спаситель вслух всех восхвалил её веру: «о, женщина, велика вера твоя, пусть будет по твоему желанию» (Мф. 15, 28). Этого только желала несчастная мать, дочь которой исцелилась в ту же минуту. Так силой своей веры и молитвы хананеянка испросила своей дочери исцеление от тяжкого недуга.
Порой, кажется, братия и сестры, что Господь медлит услышать нас и прийти на помощь. Но Он рядом с нами всегда, и особенно тогда, когда человек терпит скорби и обращается к Богу с мольбой. Тогда-то молитва, соединенная с верой и упованием на Бога, спасает человека. Нет ничего, говорит преподобный Иоанн Лествичник, чтобы могло противостать силе святой молитвы. Так, силе молитвы уступило море, когда пророк Моисей молитвенно возопил ко Господу и, ударив своим жезлом, рассёк море, по дну которого открылся путь, с обеих сторон ограждённый стенами из воды, и израильский народ избавился от гонителей (Исх. 14, 22). Другая, не менее страшная стихия, огонь отступил перед силой молитвы и веры в Бога трех благочестивых отроков, брошенных в печь огненную (Дан. 3, 94). Перед силой молитвы и смиренного упования на Бога отступали страшные звери, смертоносные язвы и болезни, так что и следа не оставалось от них.
Какой урок извлечём, братия и сестры, из евангельского чтения о жене-хананеянке? Не нужно падать духом и тем более отчаиваться. Зная великую силу молитвы, необходимо, по слову Апостола, непрестанно молиться Богу (1Сол. 5, 17) – и в радостном настроении духа, и когда нас постигают скорби и болезни. Господь не оставит нас Своей милостью, проведёт через испытания с пользой для души. Один святой много подвизался, говорится в Патерике, терпел скорби, нападки от бесов и когда вконец изнемог обратился к Богу: «Господи, где ты? Мне тяжело». Господь явился ему и сказал: «Я стоял возле тебя и взирал на твой подвиг. Когда же тебе было невыносимо тяжело, знай, Я нёс тебя тогда на Своих руках». Вот так и нас, братия и сестры, в годину испытаний нашей веры и верности, Господь не только избавляет от бед, но утешает и носит на Своих руках, облегчая страдания во спасение наше. Потому не будем унывать и предаваться печали. Возложим на Господа упование наше, будем молиться и прилагать труды к трудам ради вечного спасения. Аминь».