7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, архиепископ Рузский Тихон, управляющий Берлинско-Германской епархией, совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Берлина.
Накануне Владыка возглавил в соборе служение всенощного бдения и совершил чин выноса Креста.
Его Высокопреосвященству сослужили секрретарь епархии и ключарь собора протоиерей Михаил Диваков, благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, протоиерей Илия Чирин, протодиакон Виталий Садаков, протодиакон Арчил Чхиквадзе.
По запричастном стихе архиепископ Тихон обратился к верующим с архипастырскими словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В нынешнем году, братия и сестры, Крестопоклонная неделя совпала с великим праздником. Святая Церковь прославляет Крест Христов, вынесенный для нашего поклонения, и празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Мы ублажаем сегодня Крест Господень, ему кланяемся, его лобызаем, им себя осеняем, воздавая славу на нём распятому Христу. С тех пор, как Господь наш Иисус Христос на Кресте распростер руки и совершил дело спасения, Крест сделался для христиан драгоценным и стал предметом благоговейного почитания. Апостол Павел ничем не хотел хвалиться, как только Крестом Господа (Гал. 6, 14).
Величие Креста Христова заключается в том, что Крестом совершено спасение рода человеческого. На Кресте «пострадал Праведник за неправедных, чтобы привести нас к Богу» (1 Петр. 3, 18). На нём пролита кровь Спасителя, «очищающая нас от всякого греха» (1 Ин. 1, 7). С Креста нам даны «силы, к жизни и благочестию» (2 Петр. 1, 3). Крест – орудие позора – стал орудием спасительной силы и святости, символом победы над злом, неправдой и смертью. Именно таким его сделала смерть Спасителя. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», – поёт Святая Церковь.
Чем прославим мы Распятого нас ради Господа за Его любовь? «Кто хочет по Мне идти, — говорит Господь, — да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 7, 14). Если мерою Божией любви к нам был Крест Христов, то и мерою нашей любви к Спасителю также должен быть крест. То есть, почитание Распятого Господа требует, чтобы мы шли вслед Ему, с терпением и верой несли свой крест и подражали тем страданиям, которые претерпел Он. Взирая на Крест, возблагодарим Господа, нас ради и нашего ради спасения распятого, и будем безропотно нести свой крест по жизни.
Если Крест Христов венчал собой спасительный подвиг Господа, то начало этого подвига в событии Благовещения Пресвятой Богородицы. Оно открыло миру непостижимое таинство воплощения Сына Божия и Его умаление ради спасения человеческого рода. «Безначальный Бог зачинается в чистой утробе Богоматери, бесконечно великий умаляется. Бог становится человеком, не переставая быть Богом», — говорится в песнопениях праздника. Из Священного Писания мы знаем, первому человеку, отпавшему от Бога, было дано обещание, что «семя жены сотрёт главу змия» (Быт. 3, 15). Время исполнения обещания не было указано. Человек должен был ждать. Но ждал не только человек, ждал и Бог, когда из потомков Адама появится такой человек, который сможет послужить тайне Боговоплощения. Наконец, явилась в роде человеческом Та, Которая послужила тайне и стала Матерью Господа и Спасителя нашего. На высоту величия Ее вознесла девственная чистота, преданность воле Божией и доверие Ему. Кротостью и смирением Она обрела благодать у Бога, так что Господь призрел на Её смирение (Лк. 1, 48) и послав небесного вестника.
«Се, Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему», — ответила Дева Мария Архангелу. «В этом ответе Девы, — по словам толкователя, — слились воедино голоса всех ожидавших избавление от греха и вечной смерти. Тайна Боговоплощения совершилась». Матерь Божия возвратила утраченное общение с Богом, стала для нас Матерью по благодати, ходатаицей спасения и заступницей. «Причастен ли кто богопознанию? – вопрошает святитель Герман, – Через Тебя, Всесвятая! Спасается ли кто? Через Тебя, Богородице! Избавляется ли кто от опасности? Через Тебя, Дева Матерь! Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою – и Тобою с нами!» Преклоним, братия и сестры, колена перед Крестом Господа нашего и прославим в песнях духовных Богородицу и Матерь Света, через Которую Бог воплотился на спасение наше. Аминь».
По окончании Литургии духовенство совершило славление празднику Благовещения Пресвятой Богородицы и поклонение Кресту Господню, была прочитана молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России.
Протоиерей Михаил Диваков от лица клира и мирян поздравил архиепископа Тихона с днём тезоименитства и вручил букет цветов. Хор пропел многолетие.
Накануне Владыка возглавил в соборе служение всенощного бдения и совершил чин выноса Креста.
Его Высокопреосвященству сослужили секрретарь епархии и ключарь собора протоиерей Михаил Диваков, благочинный Восточного округа протоиерей Георгий Антонюк, протоиерей Илия Чирин, протодиакон Виталий Садаков, протодиакон Арчил Чхиквадзе.
По запричастном стихе архиепископ Тихон обратился к верующим с архипастырскими словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В нынешнем году, братия и сестры, Крестопоклонная неделя совпала с великим праздником. Святая Церковь прославляет Крест Христов, вынесенный для нашего поклонения, и празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Мы ублажаем сегодня Крест Господень, ему кланяемся, его лобызаем, им себя осеняем, воздавая славу на нём распятому Христу. С тех пор, как Господь наш Иисус Христос на Кресте распростер руки и совершил дело спасения, Крест сделался для христиан драгоценным и стал предметом благоговейного почитания. Апостол Павел ничем не хотел хвалиться, как только Крестом Господа (Гал. 6, 14).
Величие Креста Христова заключается в том, что Крестом совершено спасение рода человеческого. На Кресте «пострадал Праведник за неправедных, чтобы привести нас к Богу» (1 Петр. 3, 18). На нём пролита кровь Спасителя, «очищающая нас от всякого греха» (1 Ин. 1, 7). С Креста нам даны «силы, к жизни и благочестию» (2 Петр. 1, 3). Крест – орудие позора – стал орудием спасительной силы и святости, символом победы над злом, неправдой и смертью. Именно таким его сделала смерть Спасителя. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», – поёт Святая Церковь.
Чем прославим мы Распятого нас ради Господа за Его любовь? «Кто хочет по Мне идти, — говорит Господь, — да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 7, 14). Если мерою Божией любви к нам был Крест Христов, то и мерою нашей любви к Спасителю также должен быть крест. То есть, почитание Распятого Господа требует, чтобы мы шли вслед Ему, с терпением и верой несли свой крест и подражали тем страданиям, которые претерпел Он. Взирая на Крест, возблагодарим Господа, нас ради и нашего ради спасения распятого, и будем безропотно нести свой крест по жизни.
Если Крест Христов венчал собой спасительный подвиг Господа, то начало этого подвига в событии Благовещения Пресвятой Богородицы. Оно открыло миру непостижимое таинство воплощения Сына Божия и Его умаление ради спасения человеческого рода. «Безначальный Бог зачинается в чистой утробе Богоматери, бесконечно великий умаляется. Бог становится человеком, не переставая быть Богом», — говорится в песнопениях праздника. Из Священного Писания мы знаем, первому человеку, отпавшему от Бога, было дано обещание, что «семя жены сотрёт главу змия» (Быт. 3, 15). Время исполнения обещания не было указано. Человек должен был ждать. Но ждал не только человек, ждал и Бог, когда из потомков Адама появится такой человек, который сможет послужить тайне Боговоплощения. Наконец, явилась в роде человеческом Та, Которая послужила тайне и стала Матерью Господа и Спасителя нашего. На высоту величия Ее вознесла девственная чистота, преданность воле Божией и доверие Ему. Кротостью и смирением Она обрела благодать у Бога, так что Господь призрел на Её смирение (Лк. 1, 48) и послав небесного вестника.
«Се, Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему», — ответила Дева Мария Архангелу. «В этом ответе Девы, — по словам толкователя, — слились воедино голоса всех ожидавших избавление от греха и вечной смерти. Тайна Боговоплощения совершилась». Матерь Божия возвратила утраченное общение с Богом, стала для нас Матерью по благодати, ходатаицей спасения и заступницей. «Причастен ли кто богопознанию? – вопрошает святитель Герман, – Через Тебя, Всесвятая! Спасается ли кто? Через Тебя, Богородице! Избавляется ли кто от опасности? Через Тебя, Дева Матерь! Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою – и Тобою с нами!» Преклоним, братия и сестры, колена перед Крестом Господа нашего и прославим в песнях духовных Богородицу и Матерь Света, через Которую Бог воплотился на спасение наше. Аминь».
По окончании Литургии духовенство совершило славление празднику Благовещения Пресвятой Богородицы и поклонение Кресту Господню, была прочитана молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея России.
Протоиерей Михаил Диваков от лица клира и мирян поздравил архиепископа Тихона с днём тезоименитства и вручил букет цветов. Хор пропел многолетие.