История Воскресенского собора и русских православных храмов в Берлине

Русская Церковь в Берлине до появления соборного храма
1
Домовая церковь равноапостольного князя Владимира при Посольстве Российской империи

Основана в 1837 г. Находилась по адресу посольства: Unter den Linden, 63–65 (старый адрес Unter den Linden, 7). Закрыта навсегда 16 июня 1922 г. Утварь и особо ценное имущество храма были перевезены в другую домовую церковь на Nachodstaße 10.

2
Протоиерей Алексий Петрович Мальцев
1854–1915

Яркий деятель русского зарубежья. Настоятель посольской церкви в Берлине. Миссионер, переводчик. Основатель Князь-Владимирского братства. Благодаря его трудам были основаны храмы и поддержана деятельность русских православных общин по всей Германии. Скончался в Кисловодске в 1915 г. Погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

3
Храм равноапостольных Константина и Елены на русском кладбище в Тегеле

Построен в 1894 г. на русском кладбище в берлинском районе Тегель, основанном в 1892 г. Архитектор Альберт Бом. Церковь освящена протоиереем Алексием Мальцевым. Русское кладбище с храмом действуют с момента основания и находятся по адресу: Wittestraße 37.

4
Пастор Иван Альбертович Мазинг
1874–1921

Настоятель лютеранской церкви Св. Марии в Санкт-Петербурге. Богослов и педагог, горячо любивший Россию. В 1912 г. открыл училище в Петербурге. После революции эмигровал в Германию. В Берлине основал русско-немецкую евангелическую общину и Свято-Георгиевскую гимназию. Скончался после тяжелой болезни в Лейпциге. Погребен на кладбище Friedhof Wilmersdorf вблизи будущего Воскресенского собора 26 августа 1921 г.

5
Русско-немецкая Свято-Георгиевская гимназия

В 1919–1920 г. русский немец эмигрант пастор И.А. Мазинг основал школу по образцу немецкого училища в Петербурге. Гимназия находилась по адресу: Nachodstraße 10. Школа имела классическое и коммерческое отделения, а также интернат. Выпускники гимназии обладали правом поступать в высшие учебные заведения Германии.

6
Домовая церковь равноапостольного князя Владимира

После закрытия посольской церкви в 1922 г. в Свято-Георгиевской гимназии было выделено помещение для устройства домового храма. Храм был освящен в честь равноап. кн. Владимира, сохранив таким образом преемство с посольской церквью. Приходской совет в декабре 1922 г. организовал здесь преподавание Закона Божия, русского языка и других предметов для детей русских беженцев. Церковь при школе на Nachodstraße 10 существовала до 1974 г., когда в результате реконструкции улицы дом с церковью был снесен. Иконостас церкви, выполненный в васнецовском стиле, был даром наследников баронессы фон Будберг.

7
Дар русской церкви наследников баронессы фон Будберг

На фото: кованная хоругвь с изображением Касперовской иконы Божией Матери


Андрей Андреевич фон Будберг (1936–1916 гг.), российский дипломат, посол Российской империи в 1908 г. вместе со своей супругой Марией Александровной (урожденной княгиней Кугушевой; 1867–1923 гг.) устроили домовую церковь в честь равноап. Марии Магдалины в помещениях курортной гостиницы «Bellevue» в баварском городе Бад-Брюккенау. После кончины своего супруга баронесса перевезла иконостас и церковную утварь в имение фон Будберг в Бад-Брюккенау. После кончины Марии Александровны её наследники в 1924 г. передали иконостас и две массивные кованые хоругви, выполненные в стиле русского модерна, в православную церковь в Берлине на Nachodstraße 10. Хоругви впоследствии были перенесены в Воскресенский собор и сохранились до наших дней.

8
Другие места, где проводились богослужения

На фото: Luterkirche in Schöneberg по адресу: Dennewitzplatz 1.


До постройки отдельного храма праздничные православные богослужения совершались в лютеранских церквях с согласия Высшего Евангелического Церковного Совета. Так, например, церковь Лютера в берлинском районе Шёнеберг, рассчитанная на 1800 человек, на Пасху 1922 г. не смогла вместить всех богомольцев.

Кроме того, в доме Германского Красного Креста по адресу Berliner Straße 137 русской общине было предоставлено помещение для совершения регулярных богослужений по воскресеньям.

9
Митрополит Евлогий (Георгиевский)
1868–1946
и митрополит Антоний (Храповицкий)
1863–1936

Митрополит Волынский Евлогий (Георгиевский) и митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) являлись видными иерархами Православной Российской Церкви. Дважды оба иерарха были арестованы во время Гражданской войны. После освобождения переехали в Екатеринодар, где участвовали во временном Высшем Церковном Управлении на Юго-Востоке России, т.к. из-за Гражданской войны южные российские епархии оказались отрезанными от центра в Москве. В 1920 г. эмигрируют в Югославию. В том же году Высшее Церковное Управление на Юго-Востоке России вверило митр. Евлогию управление всеми западноевропейскими русскими церквами на правах Епархиального архиерея. Это назначение в 1921 г. специальным указом подтвердил патриарх Всероссийский Тихон. С 1921 по 1922 г. митр. Евлогий проживал в Берлине, затем в Париже, находясь в составе Заграничного Архиерейского Синода (РПЦЗ), возглавляемого митр. Антонием Храповицким. Не найдя взаимопонимания с митр. Антонием по ряду церковных вопросов, а также протестуя против создания в Германии независимой епархии, митр. Евлогий в 1926 г. покинул заседание Синода РПЦЗ. В 1927 г. РПЦЗ официально прервала отношения с Московским Патриархатом: «Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить сношения с Московской церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения её безбожной советской властью, лишающей её свободы в своих волеизъявлениях и каноническом управлении Церковью», — говорилось в постановлении Синода РПЦЗ. В том же году митр. Евлогий был предан церковному суду РПЦЗ. Однако значительная часть верующих и духовенства оказали митр. Евлогию поддержку, что породило вскоре раскол русской православной эмиграции в Европе на «евлогиан» и «карловчан». Управление приходами в Германии перешло к митр. Антонию (Храповицкому). Митрополит Евлогий продолжает подчиняться Московской Патриархии во главе с Патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским). Однако к 1930 г. митр. Евлогий окончательно отказался поддерживать заявления митр. Сергия об отношении Церкви к безбожному советскому правительству, за что был остранен от управления западноевропейскими приходами. Этого решения митр. Евлогий не признал и перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, образовав особый Западно-Европейский Экзархат приходов русской традиции. По этой причине Московский Патриархат наложил на митр. Евлогия церковные прещения. В 1934 г. указом митрополита Сергия (Страгородского) церковные прещения были наложены и на митр. Антония (Храповицкого) и других архиереев «карловацкой группы». Этот указ не был признан архиереями РПЦЗ. В 1945 г. митр. Евлогий воссоединился с Московским Патриархатом, однако к тому времени большинство приходов не поддержали такого шага митрополита. РПЦЗ воссоединилась с Московским Патриархатом в 2007 г. В 2019 г. в Московский Патриархат вернулось большинство приходов Западно-Европейского Экзархата, некогда основанного митрополитом Евлогием.

10
Епископ Тихон (Лященко)
1875–1945

Протоиерей Тимофей Иванович Лященко, профессор Киевской духовной академии, овдовев, принял в 1914 г. монашеский постриг с именем Тихон. Эмигрировал из России в 1919 г. С 1921 г. местом его служения стал Берлин. Здесь архимандрит Тихон заботился о духовной жизни русской эмиграции. При нем был закрыт посольский домовый храм, взамен которого была обустроена церковь в Свято-Георгиевской школе и затем построены два русских собора. В 1924 г. Заграничным Архиерейским Синодом архимандрит Тихон избран епископом Берлинским, викарием Западно-Европейской епархии для приходов в Германии в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В том же году в домовом храме равноап. кн. Владимира на Nachodstraße в Берлине состоялась первая архиерейская хиротония вне пределов России. Митрополит Евлогий (Георгиевский) и епископ Сергий (Королёв) рукоположили во епископа архимандрита Тихона (Лященко). В 1926 г. епископ Тихон возглавил новообразованную самостоятельную Германскую епархию в юрисдикции митрополита Антония (Храповицкого). В 1938 году был уволен на покой. Умер и погребен в Карловых Варах.

11
Протоиерей Григорий Яковлевич Прозоров
1864–1942

Состоял профессором богословия в Киеве. После революции эмигрировал в Югославию. В 1924 г. был назначен на служение в Берлин. В 1926 г. не подчинился епископу Тихону (Лященко), отныне представлявшему РПЦЗ, оставшись в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). После ухода митрополита Евлогия в подчинение Константинопольскому Патриарху, протоиерей Григорий основал домовую церковь на Fasanenstraße в Вильмерсдорфе, признавая единственно законной юрисдикцию Московского Патриархата. В 1939 г. был арестован национал-социалистами, после допроса был отпущен. Умер в 1942 г., похоронен на православном кладбище в Тегеле. Приход на Fasanenstraße прекратил свое существование.

Освящение храма Константина и Елены на русском кладбище в Тегеле. 1894 г.
Закладка приходского дома на русском кладбище в Тегеле. Кон. XIX в.
Епископ Тихон (Лященко) в кругу семьи. 2-я пол. 1920-х гг.
Первый собор Воскресения Христова (1928–1935)
1
Комитет по постройке в Берлине русского православного храма

На фото (слева направо): руководящий член Высшего Монархического Совета в Берлине князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов, член Союза русских дворян Александр Геннадьевич Ратьков-Рожнов, посол Украинской державы в Берлине барон Феодор Рудольфович Штейнгель


В октябре 1922 г. под председательством архимандрита Тихона (Лященко) был создан специальный комитет, куда вошли князь А.А. Ширинский-Шихматов (зам.председателя), А.В. Бельград, С.Д. Боткин, И.В. Гартонг, Н.И. Глобачев, С.Н. Городецкий (секретарь), барон Б.Г. Кеппен (казначей), А.Г. Ратьков-Рожнов и барон Ф.Р. Штейнгель.


Комитет должен был:

  • найти участок для постройки храма
  • собрать денежные средства
  • арендовать, построить или купить временное помещение до постройки постоянного храма
2
Николай Иванович Исцеленнов
1891–1981

Русский, советский и французский архитектор, реставратор, живописец и книжный график. Окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Автор архитектурного проекта Военно-исторического музея в Петербурге. В 1919–1920 гг. член архитектурно-художественного отдела Наркомпроса в Москве. Затем эмигрировал в Европу. В 1921–1924 гг. проживал в Берлине, где вошёл в совет Дома искусств — союза деятелей русской литературы и искусства, основанный находящимися в Берлине русскими писателями и художниками. В 1922 г. по просьбе архимандрита Тихона (Лященко) архитектор подготовил уникальный эскиз Воскресенского собора, внешний облик которого напоминал Собор Андрея Первозванного в Киеве. В 1925 г. Исцеленнов переехал во Францию, где до 1939 г. занимался церковным архитектурным зодчеством и иконописью, читал лекции, участвовал в выставках. С 1939 г. работал инженером в различных промышленных и строительных компаниях, проектировал гражданские сооружения. Умер и погребен в предместье Парижа в 1981 г.

3
Николай Васильевич Васильев
1875–1958

Известный петербургский архитектор, которому принадлежат такие проекты, как особняк Савицкого в Царском Селе, Немецкий театр в Таллине, храм Казанской иконы Божией Матери на Красненьком кладбище и Соборная мечеть в Петербурге. Находясь с 1922 по 1928 г. во Франции, принял предложение создать архитектурный проект русской православной церкви в Берлине. В итоге именно по его проекту был построен первый русский православный собор в Берлине. Н.В. Васильев в 1928 г. перебрался в США, где работал в различных строительных компаниях. Умер в Нью-Йорке в 1958 г.

4
Строительство русской церкви на Fehrbellinerplatz

1 апреля 1927 г. на углу Hohenzollerndamm 33 и Ruhrstraße 21 у Fehrbellinerplatz началось строительство доходного дома с церковью на собранные средства. Жертвователями на строительство собора выступили король и премьер-министр Югославии, патриарх Сербский, правительства Болгарии и Румынии, митрополит Болгарский, представители российской дипломатии, частные предприниматели и дворяне, общественные организации и другие верующие, находящиеся как в Германии, так и по всей Европе. Строительством занялась та же компания, что построила ранее в Берлине известную Gedächtniskirche. На первом этаже должно было находиться кафе, на верних этажах должны были располагаться квартиры в аренду, квартиры для священнослужителей, церковные административные помещения и на самом последнем этаже — просторная церковь, рассчитанная на 600 богомольцев.

5
Закладка и освящение собора Воскресения Христова

На фото (сверху вниз): регент хора П.И. Андреевский, епископ Тихон (Лященко), гимназия Вернера Сименса в Шёнеберге


В Неделю всех святых 19 июня 1927 г. епископ Тихон (Лященко) совершил торжественную закладку храма на верхнем этаже строящегося дома. Пение церковного хора возглавил известный тогда в Берлине регент хора церкви на Nachodstraße Петр Иванович Андреевский (1881–1955). 13 сентября 1928 г. Архиерейский Синод РПЦЗ постановил «вновь выстроенный в Берлине русский православный храм, по его освящении, возвести в кафедральный собор Епископа Берлинского и Германского».

Освящение храма состоялось 4 ноября 1928 г. в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери. Освящение храма совершили митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Серафим (Лукьянов) и епископ Тихон (Лященко) и сонм духовенства. На освящении храма присутствовали высокие гости от русского дворянства, представители королевских дворов Сербии, Болгарии, Румынии и Греции, германского правительства, Лютеранской Евангелической Церкви и другие. В тот же день вечером в актовом зале гимназии Вернера Сименса в Шёнеберге (Werner von Siemens Gymnasium) состоялся праздничный прием. Архиерейский хор под управлением П.И. Андреевского выступил с концертом.

6
Борьба за сохранение Воскресенского собора

На фото: сбор пожертвований для спасения русского храма на Fehrbellinerplatz сестрами из Сестричества Покрова Пресвятой Богородицы в 1929 г.


Для завершения строительства великолепного русского храма в Берлине не хватило собранных средств, поэтому епископ Тихон распорядился взять ипотечный займ под залог построенной части здания. Однако разразившийся экономический кризис в Германии не позволил расплатиться с долгами по строительству. В 1929 г. здание с храмом было выставлено на торги. Епископ Тихон обратился к пастве и всем людям доброй воли заграницей с трогательным воззванием помочь пожертвованиями, чтобы не потерять построенный еще совсем недавно Воскресенский собор.

7
Судьба первого собора Воскресения Христова в Берлине
На фото: слева — здание с Воскресенским собором на Fehrbellinerplatz; справа — современное здание, где теперь располагается гостиница и ресторан.

Все же усилия не принесли ожидаемого результата — здание с храмом было продано с торгов строительной компании, которая осуществила постройку этого дома, и перед которой не смогла рассчитаться русская православная община. Однако верующие не сдавались и арендовали у нового владельца помещение с церковью для продолжения в нем регулярных богослужений. Внешний облик здания неоднократно менялся, так что в конечном итоге уже ничто не напоминало о прекрасной русской церкви, находившейся здесь. Церковь действовала здесь до 1935 г., когда новый владелец здания обязал освободить все занимаемые помещения. Храм на Fehrbellinerplatz навсегда прекратил свое существание. Епископ Тихон (Лященко) вновь был вынужден озаботиться устроением церкви для православной общины в Берлине.

Рисунок из альбома с эскизами здания с церковью в Берлине Н.Н. Исцеленнова. 1922 г.
Воскресенский собор у Fehrbelliner Platz. 1931 г.
«Запись об исповеди» из домовой церкви князя Владимира на Nachodstraße. 1932 г.
Второй собор Воскресения Христова (1936 – н.в.)
1
1936 г. Закладка второго Воскресенского собора

На фото: Епископ Тихон (Лященко) совершает богослужение при закладке нового храма в 1936 г.


Правительство Германии, позиционировавшее себя оппонентом безбожных коммунистов, оказало поддержку многочисленной русской общине в Берлине. В 1936 г. городское управление приобрело участок земли за 15 тыс. марок на пересечении Hohenzollerndamm и Berliner Straße для строительства новой церкви. 31 августа 1936 однопрестольный собор с небольшой звонницей, рассчитанный на 500 человек, был заложен епископом Тихоном по проекту русского архитектора Сергея Шостовского. В экстерьере Шостовский вдохновился новгородским зодчеством, в интерьере — византийско-романским стилем. Строительством руководил местный архитектор Карл Шельберг. Иконостас, выполненный в русском стиле кон. XIX — нач. XX в., был пожертвован митрополитом Варшавским Дионисием из закрытой польской военной церкви. Иконы для внутреннего убранства собора являлись вкладом русской эмиграции.

2
1938 г. Освящение нового собора

На фото: Воскресенский собор в 1937 г. на этапе завершения строительства


12 июня 1938 г. в праздник Пятидесятницы состоялось торжественное освящение второго Воскресенского кафедрального собора. Освящение храма совершил новый глава РПЦЗ митр. Анастасий (Грибановский), архиеп. Тихон (Лященко), уже отстраненный от управления Берлинской епархией, и преемник последнего еп. Потсдамский Серафим (Лядэ) в сослужении духовенства. Среди гостей на освящении присутствовали представители Евангелической, Старокатолической и Методистской церквей, Германского правительства, королевских домов Югославии, Румынии и Болгарии, русского дворянства и эмиграции. На богослужении пел хор под управлением П.И. Андреевского. В тот же день в Русско-немецкой гимназии на Nachodstraße состоялся праздничный прием. На следующий день в одной из самых больших берлинских церквей состоялся концерт русской духовной музыки.

3
1937–1939 гг. Изменение оформления фасада собора

На фото: Воскресенский собор в 1938 г.


К освящению собора в 1938 г. на арке над центральным входом в собор была установлена лишь икона Воскресения Христова и небольшой крест. В 1939 г. икона Воскресения уже была заменена художественным изображением ангелов и хризмы в круге (монограмма, которая состоит из двух начальных скрещенных греческих букв имени Христа — ΧΡ; по краям часто помещают греческие буквы α и ω). В таком виде арка над центральным входом, поддерживаемая колоннами, дошла до наших дней.

4
1939–1945 гг. Вторая мировая война

На фото: Воскресенский собор в 1939 г.


В период Второй мировой войны богослужения в соборе не только не прерывались, но стали ежедневными. Не отменялись богослужения даже во время бомбардировок города союзными войсками. В соборе была открыта приходская столовая, в которой кормили живших в Берлине русских людей, многие из которых потеряли всё своё имущество и голодали. По воспоминаниям современников, собор превратился в круглосуточный пункт оказания помощи и участия.

5
1945 г. Переход в Московский Патриархат

После окончания Второй мировой войны все три русских прихода Берлина вернулись из РПЦЗ в юрисдикцию Московского Патриархата. Значительная часть берлинского клира в 1945 г., происходила из «евлогиан» — духовных чад митр. Евлогия (Георгиевского), который в том же году воссоединился с Московским Патриархатом, призвав духовенство последовать его примеру. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1945 г. делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Николаем (Ярушевичем) и протопресвитером Николаем Колчицким посетили Берлинский Воскресенский собор, где торжественно было объявлено о воссоединении. В память об этом событии собору было подарено большое Распятие (на фото).

6
1950–1953 гг. Послевоенный капитальный ремонт храма

На фото: Воскресенский собор в 1950-х гг.


Во время Второй мировой войны церковь пострадала от бомбардировок и обстрелов. Ставший в 1950 г. епископом Берлинским и Германским Борис (Вик) провел большую работу по реставрации и ремонту Воскресенского собора. Были отремонтированы кровля церковного здания, купола и кресты, дождевые стоки, заделаны следы артиллерии на храмовых стенах. В 1953 г. архиеп. Борис (Вик) совершил освящение (обновление) собора.

7
1969 г. Особое миссионерское значение Воскресенского собора

На фото: Указ о наделении собора правом совершения литургии с открытыми царскими вратами


В 1969 г. патриарх Алексий I (Симанский) даровал право совершать Божественную литургию в Кафедральном Воскресенском соборе в Берлине с открытыми царскими вратами до «Отче наш», ввиду особого его миссионерского значения.

8
1971 г. Ограбление. Чудесное обретение Тихвинской иконы Богоматери

На фото: южный неф собора, 1977 г.


Дважды ночью 6 февраля и 12 марта 1971 г. злоумышленники проникли в церковь через купол и похитили в общей сложности 69 икон XVI–XIX вв., являвшихся пожертвованиями русской эмиграции первой четверти XX столетия еще для первого Воскресенского собора на Fehrbelliner Platz. Подавляющее большинство похищенных икон были небольшого размера, «семейные, какие обычно имеются в домах православных верующих». Однако две вынесенные иконы были особенными — Тихвинская икона Божией Матери (90х66 см) и икона Пресвятой Троицы (89х70 см). Спустя 6 лет из полицейского управления поступила информация, что пойманы воры, специализирующиеся на краже церковных ценностей, при которых обнаружена крупная коллекция икон; возможно, среди них есть иконы, похищенные из русской церкви. Однако из всех найденных икон, лишь Тихвинская икона Божией Матери принадлежала собору, и была возвращена на свое прежнее место. С тех пор у этой иконы ежедневно после литургии совершаются молебные пения.

9
2010 г. Приобретение территории собора в церковное пользование

В 2010 г. в результате долгих переговоров городские власти согласились продать за символическую плату участок земли, на которой стоит Воскресенский собор, в собственное владение Берлинской епархии Русской Православной Церкви.

Воскресенский собор в Берлине. Архивная видеозапись 1945 г.
Воскресенский собор и площадь писателя Гоффмана фон Фаллерслебена. 2024 г.
Воскресенский собор. Интерьер. 2024 г.
Воскресенский собор. Иконостас. 2024 г.
Другие русские приходы в Берлине после 1945 г.
до настоящего времени
1
Домовый храм Покрова Пресвятой Богородицы (РПЦЗ) в Вильмерсдорфе

В 1952 г. в Западном Берлине в районе Вильмерсдорф по адресу Kulmbacher Straße 6 был открыт приход Покрова Пресвятой Богородицы в юрисдикции РПЦЗ. Первым настоятелем общины стал архимандрит Мстислав (Волонсевич), перешедший в 1953 г. в юрисдикцию Московского Патриархата и ставший потом епископом. Домовый храм на Kulmbacher Straße существовал до 2008 г., когда приход переехал на новое место в Шарлоттенбурге.

2
Домовый храм преподобного Сергия Радонежского в Карлсхорсте

Храм был основан в 1951 г. архиепископом Борисом (Виком) на первом этаже дома, который был приобретен в том же году для епархиального управления в районе Карлсхорст по адресу Wildensteiner Straße 10. Домовый храм при резиденции епископа в 1961 г. стал приходским, когда в городе была возведена Берлинская стена, и жители Восточного Берлина лишились возможности свободно посещать богослужения в русских церквях, расположенных в западной части. Большая приходская община здесь существует и сегодня.

3
Храм преподобного Исидора Ростовского в Ланквице

Приход прп. Исидора Ростовского (родился в окрестностях Бранденбурга, поэтому почитается и в Германии) основан протоиереем Михаилом Раром в 2002 г. для немецкоязычных верующих, принадлежащих к Русской Православной Церкви. Сначала община существовала при Воскресенском соборе, но уже в 2003 г. нашла место для регулярных богослужений в византийской часовне в бывшем католическом женском монастыре в районе Ланквиц по адресу Alt-Lankwitz 43. Богослужения и проповедь здесь проводятся на немецком языке.

4
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (РПЦЗ) в Шарлоттенбурге

В 2008 г. Покровская община, располагавшаяся на Kulmbacher Straße, усердием протоиерея Андрея Сикоева и прихожан получила для устроения храма и приходских помещений собственное здание на берегу Шпрее в Шарлоттенбурге по адресу Wintersteinstraße 24, где существует и по ныне.

5
Община в Шпандау

Протоиерей Виктор Савик совершает 2 раза в месяц богослужения в лютеранской церкви Melanchthonkirche по адресу Melanchthonplatz 1. Немногочисленная русская православная община в Шпандау существует с 2010-х гг.

6
Храм равноапостольного великого князя Владимира в Марцане

Храм был освящен в 2014 г. на востоке Берлина в районе Марцан по адресу Allee der Kosmonauten 184-188. Трудами протоиерея Петра Пахолкова и приходской общины в 2010 г. был приобретен участок земли и начато строительство храма. Церковь посвятили равноапостольному князю Владимиру, как память о существовании в Берлине одноименных храмов — при Посольстве Российской империи и при русско-немецкой гимназии на Nachodstraße.

7
Община великомученика Иоанна Сочавского

С 2020 г. молдавоязычная община собирается на регулярные богослужения в арендованной часовне на лютеранском кладбище в Карлсхорсте на Robert-Siewert-Straße 67. Трудами протоиерея Иоанна Дороша многочисленная община активно развивается. Богослужения совершаются на молдавском языке.

Составил священник Максим Юдаков

июль 2024 г.